Владелец непроданной картины Ханса Мемлинга передал ее в дар Брюгге

Владелец непроданной картины Ханса Мемлинга передал ее в дар Брюгге

Владелец непроданной картины Ханса Мемлинга передал ее в дар Брюгге

Ханс Мемлинг. Алтарный образ «Франсиско де Рохас». 1470. Фото: Musea Brugge

Американский филантроп и бывший дипломат Билл Миддендорф передал алтарный образ XV века кисти Ханса Мемлинга в дар Музею Мемлинга в Брюгге — городе, где 500 лет назад картина была написана. Передачу осуществили при поддержке Фонда короля Бодуэна в США.

Написанный маслом на доске портрет изначально был левой панелью триптиха, на правом крыле которого была изображена читающая женщина, а в центральной части находилась неизвестная сцена — вероятно, Распятие. Считается, что на картине изображен Франсиско де Рохас, посол Испании в Бургундских Нидерландах, и что это ранняя работа Мемлинга, датируемая приблизительно 1470 годом.

Это, конечно, щедрый подарок, но, судя по всему, Миддендорф столкнулся с трудностями при попытке продать произведение. Когда в июле прошлого года картину выставили на лондонские торги Christie’s с эстимейтом £1,5–2,5 млн, желающих приобрести ее не нашлось. На рынке предполагают, что потенциальных покупателей смутило плохое состояние панели и обильная ретушь.

Тем не менее Тилль-Хольгер Борхерт, главный куратор Музея Грунинге и директор Музеев Брюгге с 2014 года, уверен, что эта картина — «один из очень немногих имеющихся у нас образцов, которые будут напоминать нам об испанском присутствии в Брюгге в Средние века».

«В те времена город был важным центром торговли, — рассказывает Борхерт. — И хотя у нас есть множество архивных документов, свидетельствующих о пребывании здесь испанских купцов, до нас дошло очень мало их изображений. Так что нам очень интересно получить портрет представителя выдающейся испанской семьи, и в особенности потому, что его написал Мемлинг, еще один выдающийся житель Брюгге и очень важный художник».

Борхерт впервые увидел картину в начале 1990-х дома у коллекционера Фредерика Уильяма Зива в американском Цинциннати. После смерти Зива в 2001 году наследники исполнили желание покойного и передали работу в Брюгге на выставку, которую курировал Борхерт. «Там я и познакомился с Биллом Миддендорфом», — рассказывает он. Годом позже, в 2002 году, картину выставили на торги Sotheby’s с эстимейтом £700–900 тыс., но и тогда она не нашла своего покупателя. Миддендорф купил ее уже после аукциона.

Миддендорф (полное имя — Джон Уильям Миддендорф II) — коллекционер нидерландской и фламандской живописи. Сейчас ему 95 лет, и он по-прежнему занимается живописью у себя дома в Род-Айленде. «Я всю жизнь увлекаюсь искусством. В последние лет 50 или около того я фиксирую на бумаге все, что делают мои дети и внуки. Недавно я составил из этих работ трехтомник и продолжаю выдавать пять-шесть вещей в неделю, даже несмотря на то, что практически полностью потерял зрение», — говорит он.

Миддендорф служил в Военно-морском флоте США во время и после Второй мировой войны. В 1969 году он оставил карьеру инвестиционного банкира и был назначен послом США в Нидерландах; в 1974 году занял пост министра Военно-морских сил США. «Когда я был послом, я вел торговые переговоры и занимался другими довольно однообразными вещами. Искусство было для меня отдушиной среди рутины дипломатической, экономической и военной работы», — объясняет он.

Автор записи