Мировой рынок искусства сократился почти на четверть за время пандемии

Мировой рынок искусства сократился почти на четверть за время пандемии

Мировой рынок искусства сократился почти на четверть за время пандемии

Вечерние торги Sotheby's в новом онлайн-формате, запущенном в 2020 году. Фото: Sotheby's

В 2020 году объем мировых продаж искусства и предметов старины сократился на 22%, до $50,1 млрд, — это самый большой скачок вниз со времен кризиса 2009 года, когда суммарный объем продаж составил всего $39,5 млрд. Но это и не падение на 30–40%, которого ожидали в год, когда столь зависящий от физических мероприятий мир искусства практически встал на паузу. Таковы выводы нового отчета о состоянии рынка искусства, подготовленного Art Basel и UBS.

Автор отчета Клэр Макэндрю называет пандемию «особым типом кризиса» и пишет: «Это не похоже на те рецессии, что мы видели в прошлом. В ближайшие несколько лет определенные отрасли и экономически уязвимые люди будут переживать трудные времена. Но богатые стали еще богаче, и, нравится нам или нет, это пошло на пользу арт-рынку».

В отчете отмечается, что в 2009 году в результате мирового финансового кризиса количество миллиардеров на Земле уменьшилось на 30%, а их суммарное состояние сократилось на 45%. За 2020 год число миллиардеров выросло на 7%, а их состояние увеличилось на 32%.

В отсутствие развлечений, например гламурного отдыха, и сопровождающих подобное времяпрепровождение трат на товары из категории роскоши у обладателей крупных состояний выросла мотивация покупать искусство — 66% опрошенных сообщили о том, что из-за пандемии они больше заинтересовались коллекционированием. Самыми активными в 2020 году были состоятельные коллекционеры-миллениалы: 30% из их числа потратили более $1 млн против 17% среди бумеров.

Показателен зафиксированный в отчете за 2020 год взлет онлайн-продаж, которые выросли вдвое по сравнению с 2019 годом, достигнув рекордного оборота в $12,4 млрд, и составили четверть от общего объема транзакций. В прошлом году понятие «виртуальный демонстрационный зал» по-настоящему вошло в словарь арт-рынка, хотя дилеры и не особенно преуспели в продажах через эти сайты. Сделки такого рода принесли всего 9% их дохода. 

В последние годы железное правило гласило, что почти 50% годовых продаж дилеры делают на художественных ярмарках, однако в 2020 году этот показатель резко упал до всего 13%. Тем не менее, благодаря снижению трат, связанных с участием в художественных ярмарках (с 24% от всех издержек в 2019 году до 10% в 2020-м), ряду дилеров удалось сохранить прибыльность.

Мировой рынок искусства сократился почти на четверть за время пандемии

Вечерние торги Sotheby's в новом онлайн-формате проходят без присутствия покупателей в аукционном зале. Фото: Sotheby's

Аукционные продажи снизились на 30%, и многим домам с трудом давалась работа онлайн, особенно с учетом того, что онлайн-торги идут медленнее, а добиться ажиотажа в пустом зале не так-то просто. В сфере аукционов Большой Китай (то есть материковый Китай, Гонконг и Тайвань) обошел США и стал самым крупным рынком с долей в 36%. Доля США составила 29%, Великобритании — 16%.

Несмотря на непростое начало года, сильные аукционные продажи в последнем квартале помогли Большому Китаю догнать Великобританию: теперь их доли на мировом рынке искусства составляют по 20% и они делят второе место. США остаются лидером с долей в 42%. И это несмотря на самый сильный за последние 50 лет экономический спад со снижением ВВП на 3,4%.

В числе наиболее пострадавших в 2020 году, несомненно, были художественные ярмарки. Из 365 ярмарок, запланированных на 2020 год по всему миру, отменились 61%. Прогноз на будущее неоднозначный. Менее половины из числа состоятельных коллекционеров сказали, что они хотели бы посетить художественную ярмарку в первом полугодии 2021 года, хотя при этом 64% сообщили, что готовы бывать на мероприятиях местного уровня.

Тем временем дилеры тоже сокращают свое участие в ярмарках. Если в 2016 и 2017 годах они в среднем готовы были поучаствовать в пяти ярмарках в год, то на 2021-й они планируют всего три.

Клэр Макэндрю считает маловероятным, что в 2021 году состоятся «крупные международные мероприятия», хотя при этом наблюдается спрос на более камерные, локальные ярмарки. «Art Basel в Гонконге будет носить весьма региональный характер. Коллекционеров, приезжающих из стран, с которыми будут открыты границы, должно хватить на поддержку местной ярмарки», — говорит она.

Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются галереи, — выстраивание отношений с новыми клиентами в отсутствие офлайн-мероприятий. «К вам может зайти онлайн-покупатель, но этот контакт трудно развить в нечто постоянное без личного общения. Дилерам будет особенно не хватать ярмарок, если те не вернутся в текущем году. Если их база не будет обновляться, со временем это поставит их в затруднительное положение», — пишет Макэндрю.

Степень серьезности этих трудностей вряд ли удастся оценить в ближайшие месяцы, а то и годы. Судя по отчету, в результате пандемии закрылся всего 1% галерей, но Макэндрю признает, что в ее опросе вряд ли приняли участие галереи из числа наиболее уязвимых.

По мере того как мир искусства продолжает радикально меняться под влиянием пандемии, возникают новые тренды. Неконвертируемые токены — последний писк моды, но это явление настолько новое, что оно пока не вошло в отчет. Однако Макэндрю отмечает, что подобные цифровые инновации могут еще больше осложнить учет и без того предельно непрозрачного рынка искусства. Она пишет: «В последние десять лет или около того мой отчет всегда концентрировался на традиционном арт-рынке — галереях, дилерах и аукционах. Но объем денег, который теперь обращается на других платформах, огромен. К примеру, я никогда не освещала ситуации, когда художник продает произведение коллекционеру напрямую или когда коллекционеры заключают сделки между собой. Вполне возможно, что объем в $50 млрд, зафиксированный в этом году, будет становиться все меньшей и меньшей частью того, что происходит на самом деле».

Автор записи