Вечерние торги Sotheby's в новом онлайн-формате, запущенном в 2020 году. Фото: Sotheby's
В 2020 году объем мировых продаж искусства и предметов старины сократился на 22%, до $50,1 млрд, — это самый большой скачок вниз со времен кризиса 2009 года, когда суммарный объем продаж составил всего $39,5 млрд. Но это и не падение на 30–40%, которого ожидали в год, когда столь зависящий от физических мероприятий мир искусства практически встал на паузу. Таковы выводы нового отчета о состоянии рынка искусства, подготовленного Art Basel и UBS.
Автор отчета Клэр Макэндрю называет пандемию «особым типом кризиса» и пишет: «Это не похоже на те рецессии, что мы видели в прошлом. В ближайшие несколько лет определенные отрасли и экономически уязвимые люди будут переживать трудные времена. Но богатые стали еще богаче, и, нравится нам или нет, это пошло на пользу арт-рынку».
В отчете отмечается, что в 2009 году в результате мирового финансового кризиса количество миллиардеров на Земле уменьшилось на 30%, а их суммарное состояние сократилось на 45%. За 2020 год число миллиардеров выросло на 7%, а их состояние увеличилось на 32%.
В отсутствие развлечений, например гламурного отдыха, и сопровождающих подобное времяпрепровождение трат на товары из категории роскоши у обладателей крупных состояний выросла мотивация покупать искусство — 66% опрошенных сообщили о том, что из-за пандемии они больше заинтересовались коллекционированием. Самыми активными в 2020 году были состоятельные коллекционеры-миллениалы: 30% из их числа потратили более $1 млн против 17% среди бумеров.
Показателен зафиксированный в отчете за 2020 год взлет онлайн-продаж, которые выросли вдвое по сравнению с 2019 годом, достигнув рекордного оборота в $12,4 млрд, и составили четверть от общего объема транзакций. В прошлом году понятие «виртуальный демонстрационный зал» по-настоящему вошло в словарь арт-рынка, хотя дилеры и не особенно преуспели в продажах через эти сайты. Сделки такого рода принесли всего 9% их дохода.
В последние годы железное правило гласило, что почти 50% годовых продаж дилеры делают на художественных ярмарках, однако в 2020 году этот показатель резко упал до всего 13%. Тем не менее, благодаря снижению трат, связанных с участием в художественных ярмарках (с 24% от всех издержек в 2019 году до 10% в 2020-м), ряду дилеров удалось сохранить прибыльность.
Вечерние торги Sotheby's в новом онлайн-формате проходят без присутствия покупателей в аукционном зале. Фото: Sotheby's
Аукционные продажи снизились на 30%, и многим домам с трудом давалась работа онлайн, особенно с учетом того, что онлайн-торги идут медленнее, а добиться ажиотажа в пустом зале не так-то просто. В сфере аукционов Большой Китай (то есть материковый Китай, Гонконг и Тайвань) обошел США и стал самым крупным рынком с долей в 36%. Доля США составила 29%, Великобритании — 16%.
Несмотря на непростое начало года, сильные аукционные продажи в последнем квартале помогли Большому Китаю догнать Великобританию: теперь их доли на мировом рынке искусства составляют по 20% и они делят второе место. США остаются лидером с долей в 42%. И это несмотря на самый сильный за последние 50 лет экономический спад со снижением ВВП на 3,4%.
В числе наиболее пострадавших в 2020 году, несомненно, были художественные ярмарки. Из 365 ярмарок, запланированных на 2020 год по всему миру, отменились 61%. Прогноз на будущее неоднозначный. Менее половины из числа состоятельных коллекционеров сказали, что они хотели бы посетить художественную ярмарку в первом полугодии 2021 года, хотя при этом 64% сообщили, что готовы бывать на мероприятиях местного уровня.
Тем временем дилеры тоже сокращают свое участие в ярмарках. Если в 2016 и 2017 годах они в среднем готовы были поучаствовать в пяти ярмарках в год, то на 2021-й они планируют всего три.
Клэр Макэндрю считает маловероятным, что в 2021 году состоятся «крупные международные мероприятия», хотя при этом наблюдается спрос на более камерные, локальные ярмарки. «Art Basel в Гонконге будет носить весьма региональный характер. Коллекционеров, приезжающих из стран, с которыми будут открыты границы, должно хватить на поддержку местной ярмарки», — говорит она.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются галереи, — выстраивание отношений с новыми клиентами в отсутствие офлайн-мероприятий. «К вам может зайти онлайн-покупатель, но этот контакт трудно развить в нечто постоянное без личного общения. Дилерам будет особенно не хватать ярмарок, если те не вернутся в текущем году. Если их база не будет обновляться, со временем это поставит их в затруднительное положение», — пишет Макэндрю.
Степень серьезности этих трудностей вряд ли удастся оценить в ближайшие месяцы, а то и годы. Судя по отчету, в результате пандемии закрылся всего 1% галерей, но Макэндрю признает, что в ее опросе вряд ли приняли участие галереи из числа наиболее уязвимых.
По мере того как мир искусства продолжает радикально меняться под влиянием пандемии, возникают новые тренды. Неконвертируемые токены — последний писк моды, но это явление настолько новое, что оно пока не вошло в отчет. Однако Макэндрю отмечает, что подобные цифровые инновации могут еще больше осложнить учет и без того предельно непрозрачного рынка искусства. Она пишет: «В последние десять лет или около того мой отчет всегда концентрировался на традиционном арт-рынке — галереях, дилерах и аукционах. Но объем денег, который теперь обращается на других платформах, огромен. К примеру, я никогда не освещала ситуации, когда художник продает произведение коллекционеру напрямую или когда коллекционеры заключают сделки между собой. Вполне возможно, что объем в $50 млрд, зафиксированный в этом году, будет становиться все меньшей и меньшей частью того, что происходит на самом деле».