Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

1. Шапка Казанская, принадлежавшая Ивану Грозному. 1553–1558 гг. 2. Держава. Конец XVI — начало XVII в. 3. Скипетр. Конец XVI — начало XVII в. Фото: Музеи Московского Кремля

Выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий» посвящена царствованию Ивана Грозного и одному из самых драматичных периодов русской истории — Смутному времени. Она состоит из двух частей. В выставочном зале Патриаршего дворца размещается экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Первый экспонат здесь — икона Богоматери Одигитрии, названная «Иоасафовской» по имени митрополита Иосифа. Предполагается, что ее преподнесли во младенчестве будущему царю Ивану IV при его крещении в 1530 году. Большинство показанных в этой части выставки предметов связано с его жизнью, в том числе личной. В мастерской его первой жены Анастасии Романовны были созданы прекрасные вещи лицевого шитья, в том числе покров на раку митрополита Ионы в кремлевском Успенском соборе. Большое золотое блюдо с изображением двуглавого орла — свадебный подарок второй жене, Марии Темрюковне. Кубок из венецианского стекла был вложен в захоронение Марфы Собакиной, прожившей в браке с царем две недели.

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

«Портрет Марины Мнишек». Последняя четверть XIX — начало XX вв. Фототипическое воспроизведение ксилографии по оригиналу Франца Снядецкого начала XVII в. Фото: Государственный исторический музей

Икона Иоанна Лествичника, написанная на доске высотой, равной росту новорожденного сына Грозного Ивана (46 см), положила начало традиции мерных икон. Очень красивы два вышитых покровца и воздух — вклад младшего сына Грозного, царя Федора Иоанновича, и его жены Ирины в Чудов монастырь. Они не оставили наследника, и династия Рюриковичей закончилась, на престол взошел Борис Годунов.

Артефакты Смутного времени выставили в Музеях Кремля

Шапочка, принадлежавшая царевичу Дмитрию. Конец XVI в. Фото: Музеи Московского Кремля

В Успенской звоннице размещена вторая часть выставки — «Dеmеtrius imperator — Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». Представленные здесь экспонаты иллюстрируют события, связанные с самозванцем, выдававшим себя за сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия. Начиная со смерти самого царевича в Угличе и заканчивая перенесением через 15 лет его мощей в Москву. Кем был на самом деле человек, 11 месяцев просидевший на русском престоле, неизвестно (Григорием Отрепьевым назвал его Годунов). Зато по недавно обнаруженному в библиотеке Дармштадта акварельному портрету можно представить, как он выглядел. В музее сохранились фрагменты доспехов самозванца и его письмо покровителю и тестю — сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку, в котором он описал собственную коронацию. О печальном конце грандиозной авантюры свидетельствует реестр драгоценных вещей, захваченных боярами после убийства Лже­дмитрия I у его жены Марины Мнишек и ее отца. 

Музеи Московского Кремля
Закат династии. Последние Рюриковичи. Лжедмитрий
6 апреля – 25 июля

Автор записи