Экономическая политика 2014: милитаризация вместо развития здравоохранения
Одной из самых болезненных тем конца 2014 года для москвичей стала грядущая «оптимизация» здравоохранения. Она уже коснулась московских врачей и их пациентов.
Если к грохочущим региональным войнам на окраине России — в Чечне, Грузии, Украине москвичи стали «привыкать», также как и к обвалу курса рубля, то грядущее ухудшение условий медицинского обслуживания — им в новинку.
Известна пословица: «Здоровье – не купишь», поэтому прозорливые москвичи уже кинулись в свои государственные поликлиники, ожидая сокращения количества предоставляемых бесплатно медицинских услуг и перевода медицины на платную основу.
2 ноября 2014 года в Москве прошел многотысячный митинг врачей против начавшейся «оптимизации» здравоохранения, где выступавшие медики рассказали о закрытии некоторых медицинских учреждений, сокращении медицинского персонала, сокращении зарплат, сбоях в организации работы медучреждений. В одном из выступлений прозвучала цифра о планируемом сокращении медицинского персонала в московском здравоохранении в размере 7, 5 тыс. человек. Все выступавшие врачи рассказывали и о «собственном опыте» и о ситуации в их медучреждениях.
«Реформа» московского здравоохранения проводится, как спецоперация секретных служб. Никакие приказы и распоряжения департамента здравоохранения г. Москвы на этот счет не были опубликованы.
На мой взгляд, главная причина начавшейся в 2011 — 2012 годах преобразований здравоохранения – изменение приоритетов бюджетной политики в сторону милитаризации экономики, мобилизации финансовых резервов за счет сокращения социальных расходов.
Судите сами.
Россия относится к категории стран с высокой долей расходов на ВПК и низкой долей расходов на здравоохранение. Согласно Отчету ВОЗ за 2014 год World Health Statistics(последние данные 2011 года) среди 15 стран – бывших республик СССР Россия с уровнем в 3,65% государственных расходов на здравоохранение к ВВП находится на 6 месте, уступая Молдавии, Литве, Эстонии, Украине, Казахстану. Средний уровень государственных расходов на здравоохранение к ВВП в Европейских странах составляет – 6,65%.
В то же время среди 15 стран – бывших республик СССР Россия занимает 2 место по уровню расходов на ВПК с показателем 4,13 % ( данные SIPRI за 2011 год). В Европе самый высокий уровень показателя доли военных расходов к ВВП у Великобритании — 2,4%.
Самое неприятное то, что на 2015 год Россия (только по официальным данным) запланировала резкий рост оборонных расходов с 3,15 % ВВП в 2013 году до 4,2 % ВВП в 2015.
В то же время согласно отчету Минфина РФ за 2014 год доля расходов на здравоохранение к ВВП в бюджетной системе РФ сократилась с 3,65 % в 2011 году до 3,5% в 2013 году.
Более того, по мнению депутата Государственный Думы, заместителя руководителя фракции «Справедливая Россия» О. Дмитриевой ситуация в здравоохранении — критическая. Запланировано дальнейшее сокращение расходов. Лишь 78% расходов прошлого года пойдет на здравоохранение в 2015 году.
Несмотря на то, что согласно уточненному плану г. Москвы долю расходов на здравоохранение планируется сократить до 12,3% ( см. официальный сайт Правительства Москвы ) по сравнению с фактической долей расходов на здравоохранение в 2013 году в размере 13,65 % (см. Закон об исполнении бюджета г. Москвы 2013 г.). На 7 ноября 2014 г. доля фактических расходов на здравоохранение составила 13,4 %.
На мой взгляд, снижение доли государственных расходов на здравоохранение, недопустимо, не эффективно и недальновидно.
Кроме бюджетной политики, вторым краеугольным камнем развития здравоохранения остается вопрос принципа его организации.
По-моему, никто не против развития частного предпринимательства, частных медицинских учреждений за воротами государственных поликлиник и больниц, оказывающих населению бесплатную медицинскую помощь в соответствии с Конституцией РФ.
Никто не против и добровольного медицинского страхования, но не за счет сокращения государственных медицинских учреждений, количества и качества оказываемых ими бесплатных медицинских услуг.
В разных странах здравоохранение строится на разных принципах: на основе государственной, страховой, частной медицины. Каждая система имеет свои плюсы и минусы.
Однако, в каждой стране есть свои традиции и свой опыт развития той или иной отрасли. Надо признать, несмотря на то, что централизованная плановая экономика – это экономика дефицита и не может эффективно функционировать в долгосрочном периоде, однако отдельные отрасли в СССР были достаточно хорошо организованы и отлажены.
Например, работа милиции, пожарных, скорой помощи, школ, поликлиник, ЖКХ времен СССР была организована на достаточно высоком уровне.
Недаром Егор Гайдар, проводя рыночные реформы 90-х, так осторожно относился к идее реформирования этих отраслей, обеспечивающих социальную стабильность общества.
Строя частную или страховую медицину надо помнить, что зачастую современные частные медицинские учреждения работают гораздо хуже государственных, а рынок страхования развит слабо, население не испытывает доверия к большинству страховых компаний. Опыта контроля страховыми компаниями работы медицинских учреждений нет.
Слишком велик риск сломать десятилетиями отстроенную и отлаженную отрасль здравоохранения, оказывающую населению бесплатные медицинские услуги.
Таким способом «уничтожения» государственной системы здравоохранения, общего среднего образования становится принцип замещения оказываемых государственными учреждениями бесплатных услуг – платными.
На практике это означает развитие «частного» предпринимательства руководителей государственных учреждений на базе их активов.
Негативные последствия такого подхода или такой системы организации хозяйства («dual track system”) экономистам хорошо известны еще со времен кооперативов конца 80-х годов: сокращение номенклатуры ассортимента, ухудшение качества услуг, рост цен, инфляция, усиление дифференциации доходов, рост социальной напряженности в обществе.
Андрей Ольштынский
Источник: echo.msk.ru