Поглядеть в Сибири есть на кого. Еще в XVIII веке знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней одним из первых описал птичку под названием сибирский урагус — она обитает только в Сибири и понаблюдать за ней к нам приезжают бердвочеры со всего мира.
Настоящая жемчужина Новосибирской области — озеро Чаны, важная точка на миграционном маршруте птиц. Здесь наблюдают за казаркой, черноголовым хохотуном, белохвостым орланом, кудрявым пеликаном, лебедем-кликуном, серым гусем. На северной части озера — Кирзинский заказник, и его сотрудники и волонтеры следят не только за пролетающими гусями. Но и за 800 гектарами кормовых биотехнических полей. Там специально для диких птиц и зверей высаживают просо, люцерну, горох, подсолнечник и другие сельскохозяйственные культуры — создают условия, чтобы птицы могли отдохнуть, подкормиться и продолжить перелет.
А в Новосибирске бердвочеры следят за куликами — идеальным местом для этого считается район недалеко от "Экспоцентра". Как говорят специалисты, разделенные Обью, городские берега подходят для наблюдения за разными видами птиц: правый берег — более зеленый, тут можно увидеть до 200 видов обитателей леса; левый — равнинно-болотистый, и его выбирают другие виды пернатых.
Возраст для птицеглядов неважен: в Сибирском сообществе самым старшим участникам за семьдесят, а самым младшим — только десять лет, но они уже набрали авторитет. Учащиеся начальной школы выступают с докладами на взрослых конференциях. Особенно богат начинающими орнитологами Егорьевский район Алтайского края, где ребята наравне с взрослыми участвуют в научно-исследовательских экспедициях, ведут полевые дневники, составляют фотоархив.
Так, с полсотни статей новой редакции Красной книги Алтайского края составлено с использованием сведений юных натуралистов — собранные данные передала ученым координатор проекта "Усынови заказник" Людмила Пожидаева. Например, 11-летняя Алиса сняла с помощью, специально для этих целей подаренного бабушкой, фотоаппарата соловьиного сверчка, морянку. Это — первая регистрация редкой певчей птицы столь далеко на востоке Евразии.
Бердвочеры не только наблюдают, но и помогают птицам. В Кузбассе успешно работает Клинический центр сохранения биологического разнообразия, который открылся при Кемеровском госуниверситете в 2018 году. Здесь есть то, что и не снилось Айболиту, — современное операционное оборудование, стерилизационный блок, лаборатории, аппарат УЗИ, рентгеновский аппарат и кислородная камера. Тут птицам проводят операции любой сложности. Одним из первых пациентов центра стал ворон, который самостоятельно пришел в детскую поликлинику. Но там пернатого пациента лечить не стали, а передали сотрудникам центра. И, как выяснилось, ворон действительно был болен — имел проблемы с глазами, именно таков диагноз у сорока процентов птиц, попавших в беду.
После лечения и реабилитации ворон прошел диагностику: оперение должно быть водоотталкивающим, индекс упитанности — не менее "хорошо", чтобы у птицы был жировой запас на первое время.
— Выпуская пернатых на волю, важно это делать вдали от города, дорог, проводов и столбов, а также в то время суток, когда птица наиболее активна: днем или ночью. Если сову выпустить днем, ее запросто могут затравить сороки, — поясняет Алексей Эбель.
Орнитологи-любители первыми начинают бить тревогу по поводу сокращения популяции того или иного вида.
— Западная Сибирь — это главный анклав обитания балобана и степного орла, поэтому сокращение численности этих красивых хищных птиц у нас может свидетельствовать едва ли не о полном их исчезновении на других территориях, — отмечает представитель общественной организации "Российская сеть изучения и охраны пернатых хищников" Эльвира Николенко. — Причинами, приводящими к резкому сокращению популяции, являются разрешенный в Монголии отлов балобанов. Их продают в арабские страны для соколиной охоты. Помимо этого, пернатые гибнут на высоковольтных ЛЭП: за последние несколько лет общественники насчитали около сорока тысяч погибших от удара током птиц различных видов только на территории Алтайского края. Надо отметить, что смертность сократилась бы в десятки раз, если бы все ЛЭП были оснащены птицезащитными устройствами. Травля грызунов ядами также приводит к гибели пернатых хищников, а на восстановление гнездовых участков уходит до десятилет.
…Думаете, бердвочеры — люди со странностями? На самом деле незримая связь с пернатыми есть у каждого: ранним утром себя прекрасно чувствуют "жаворонки", а у "сов" работа спорится после обеда. Среди ваших знакомых обязательно найдутся "белые вороны", "сороки", "стервятники", "бакланы", "птицы не нашего полета" — орнитологическими метафорами пропитан любой язык, чего стоят эпитеты Гоголя или Даррелла. Но останется ли память о некоторых птицах лишь благодаря языковым идиомам и фотографиям бердвочеров, или этих пернатых можно будет увидеть в природе — зависит от нас.
Как стать птицелюбом
Сообщество бердвочеров открыто для всех. Внести свой вклад в сохранение орнитологического фонда может любой: оказать помощь ударившейся о стекло сове (передать ее в центр реабилитации хищных птиц — такой есть и в Новосибирске) или потребовать установки на ЛЭП птицезащитных устройств. Ценными для орнитологов являются и фотографии, на которых запечатлены редкие птицы, или место, где найдено необычное перо, с указанием точных координат — эти данные можно направлять по электронной почте в Российскую сеть изучения и охраны пернатых хищников или СибЭкоЦентр.
P. S.
Птицелюбы регулярно проводят конференции в разных городах Сибири — в прошлом году они встречались в Барнауле, в этом — в Новосибирске, в 2019 году соберутся в Кемерове. В Новосибирск 17-18 октября приезжали профессиональные орнитологи и юные натуралисты из Барнаула, Кемерова, Красноярска, Республики Алтай, Москвы.
Общество Природа Общество Экология Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край СФО Кемеровская область СФО Новосибирская область
в избранные источники News