Аренда как прикрытие
В конфликте между омскими общественниками и лесозаготовщиками поставлена точка. Создание государственного природного заказника регионального значения "Урочище Екатерининское" позволит защитить восемнадцать кварталов реликтового хвойного леса от нечистых на руку чиновников и браконьеров. На эти цели в ближайшее время из областного бюджета будет выделено пять миллионов рублей.
— Для нас это большая победа, — говорит жительница Тарского района Людмила Жукова. — Теперь в этих местах можно будет только собирать ягоды да грибы и любоваться природой.
Неприкосновенность с Екатерининского бора сняли в 2006 году — по инициативе местных властей. Жителям села объяснили, что это вынужденные меры — из-за отсутствия финансирования. Дескать, лес в любом случае останется под защитой. Однако в 2010 году главное управление лесного хозяйства Омской области отдало с аукциона десять тысяч гектаров хвойников в Тарском районе в аренду бизнесменам — для заготовки древесины. В их число попал и знаменитый Екатерининский бор с краснокнижными растениями и животными.
Впрочем, по закону в нем можно было проводить только санитарные рубки. Но, как позже выяснило следствие, официальные арендаторы Хомюк и Перепелкин передавали лес в субаренду бригадам Романа Калашникова. Дровосеки заходили в отведенную им деляну и вместо положенных двухсот кубометров пускали под топор в десять раз больше. Рынок сбыта был четко отлажен — ценные корабельные сосны раскупались мгновенно. После этого арендаторы бежали в полицию и сообщали о том, что неизвестные браконьеры срубили деревья на их участке. Заявления годами пылились в местном райотделе. Руководство лесного хозяйства региона на происходящее также закрывало глаза.
Истина — в борьбе
На защиту тайги встала бывшая учительница географии Людмила Жукова — в одиночку, рискуя жизнью. Ее усадьбу поджигали шесть раз, дом забрасывали коктейлями Молотова.
Жукова обращалась за помощью и к региональным властям, и к природоохранникам, и в надзорные органы. Однако многочисленные проверяющие упорно не замечали сосновые пни. А поджоги списывали на баловство хулиганов. Дошло до того, что против защитницы леса выступили лучшие юристы тех структур, задача которых этот самый лес охранять. Чиновники в суде добивались признания того, что участок семьи Жуковых относится к землям лесного фонда. Общественницу вынуждали продать дом и уехать из села.
Собственное расследование "Российской газеты" о беспределе в Екатерининском вызвало большой общественный резонанс. Ситуацией заинтересовались на федеральном уровне. Правоохранительные органы возбудили одиннадцать уголовных дел.
Людмилу Жукову поддержал Общероссийский народный фронт. Полиция разоблачила преступную группировку "черных лесорубов" — Калашникова и его подельников задержали и поместили в СИЗО, им предъявили обвинения.
На медиафоруме ОНФ в Калининграде в марте 2018 года президент России Владимир Путин пообещал журналистам, что возьмет на личный контроль ситуацию с угрозами активистам в Омской области, занимающихся расследованием коррупции в лесной сфере. Общественнице назначили круглосуточную государственную охрану.
Рубите дальше?
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Лесники объявили о том, что расторгли договоры с недобросовестными арендаторами. Но 16 мая 2018 года Омский арбитражный суд удовлетворил иск предпринимателя Анатолия Хомюка против Главного управления лесного хозяйства Омской области.
Как выяснилось, лесники не смогли (или не захотели?) представить суду доказательства его недобросовестности. Чиновники затягивали процесс, утверждая, что им необходимы выездные проверки. Судья откладывал заседания несколько раз — однако лесники так и не удосужились назвать суду примеры нарушений условий контракта. В результате Хомюк получил право рубить Екатерининский бор до 2025 года.
Воодушевленные лесозаготовщики вновь устроили общественнице Жуковой настоящую травлю. Они обратились в надзорные органы с письменными заявлениями о том, что активистка "кошмарит" их честный бизнес.
— Решение руководства региона о возвращении статуса заказника Екатерининскому бору оказалось очень своевременным. По закону арендные договоры с лесопользователями всех восемнадцати кварталов теперь в любом случае должны быть расторгнуты, — говорит Людмила Жукова. — Я благодарна правоохранительным органам, ОНФ, "Российской газете" и всем, кто меня поддерживал. Мы отстояли Екатерининский бор, но, к сожалению, не смогли спасти хвойные боры в Усть-Таре, Атаке, Бешметовке, Междуреченске. Надеюсь, что коррупционная цепочка будет распутана, и никто из виновных в массовой вырубке лесов в Тарском районе не сможет уйти от ответственности.
По словам координатора Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам и экологии и защиты леса, депутата Госдумы Владимира Гутенева, трудно представить, что должностные лица, ответственные за лесное хозяйство в Омской области, ничего не знали о нарушениях. Скорее, наоборот, речь идет о покровительстве чиновников.
— Иначе бездействие представителей региональной власти просто невозможно объяснить. Мы обратились в Генеральную прокуратуру для того, чтобы на федеральном уровне помогли как можно скорее разобраться со сложившейся ситуацией в регионе, взяв дело на особый контроль, — заявил Гутенев.
Как стало известно "РГ", в Омской области уже работают силовики из столицы.
Поджигателей накажут?
У правоохранительных органов наконец-то появились доказательства причастности "черных лесорубов" к поджогам усадьбы Жуковой. Последний раз строение на ее участке заполыхало в октябре 2017 года. Как сообщала "РГ", в декабре обвинение в поджоге было предъявлено двум 19-летним парням, которые якобы баловались с огнем "из любопытства". Однако один из них — племянник бригадира рубщиков-нелегалов Романа Калашникова. Сам Роман заявил, что к поджогу не имеет никакого отношения, однако недавно в его личной записной книжке была обнаружена подробная схема этого преступления.
Комментарий
Евгения Демина, представитель ОНФ в Омской области:
— Общероссийский народный фронт подтвердил массовые нарушения лесного законодательства в Омской области с помощью применения нового технологического биометрического метода. Разработанное тюменскими учеными исследование лесных насаждений позволяет по срезу пней выстроить полноценную 3D-модель срубленного дерева и определить, каким оно было при жизни. Всего за два года этот метод позволил выявить преступлений в лесной сфере на несколько десятков миллионов рублей. Специалисты Сибирской лесной опытной станции из Тюмени проверили массовые вырубки в 179-м квартале Тарского лесничества. Как показали результаты экспертизы, в Екатерининском бору вырубались не больные березы, а здоровые сосны. Из общего числа исследованных тюменскими учеными образцов лишь одна сосна при жизни имела тенденцию к усыханию. Больных, нежизнеспособных деревьев хвойных пород среди тех, что пошли под топор, выявлено не было. А вот некоторые сухостойные и зараженные патогенными грибами деревья, как указано в экспертном заключении, лесорубы не тронули. Отдельной строкой эксперты отметили сильное захламление леса порубочными остатками. Результаты экспертизы направлены в УМВД по Омской области, прокуратуру Тарского района и Рослесхоз. Мы надеемся, что теперь биометрический метод исследований будет применяться при проведении оперативно-следственных мероприятий.
Кстати
Площадь заказника "Екатерининское урочище" составит 1 177 гектаров. Проект создания региональной ООПТ нацелен на сохранение природного комплекса в естественном состоянии, а также комплексную охрану редких растений и животных. На особо охраняемой природной территории произрастает 234 вида растений, обитает 172 вида наземных позвоночных животных, 52 из которых занесены в Красную книгу. В густом сосновом бору отныне запрещена любая охота и вырубка леса. Врио губернатора региона Александр Бурков рекомендовал включить урочище в перечень туристических мест Омской области.
Общество Природа Общество Экология Происшествия Правосудие Следствие В регионах