Почвенные процессы уже много десятилетий являются предметом внимания ученых на юге. В чем ноу-хау вашего проекта?
Колесников: На протяжении нескольких лет мы изучали аграрное и экологическое состояние почвы и выработали новые методы диагностики при помощи специальных чувствительных биологических индикаторов. Кроме того, наш предмет — это изменение агроэкологического состояния почвы именно в связи с сельскохозяйственной деятельностью человека, пожарами и так далее. На юге есть несколько абсолютно разных видов почвы. Кроме чернозема, это уникальная для России коричневая почва, терра росса, желтозем. И все эти виды сильно различаются по устойчивости к антропогенному воздействию. Уже очевидно, что, например, чернозем и каштановые почвы в первую очередь испытывают негативные последствия сельскохозяйственного использования, а желтозем, бурые лесные и коричневые почвы подвержены влиянию рекреационной нагрузки.
Вы можете увидеть влияние этих факторов в динамике?
Колесников: Да. К сожалению, негативное воздействие на почву со временем только растет. Усиливаются многие антропогенные факторы или возникают новые. Мы находим все больше антибиотиков из-за того, что их теперь чаще применяют в растениеводстве и животноводстве. Катастрофически увеличилось число пожаров. Кроме того, на почву все больше влияют труднопредсказуемые изменения климата. К счастью, пока эти изменения в наших южных регионах в большей степени позитивны: больше тепла и влаги помогают получать больше урожая. Сейчас почти не встречается избыточное внесение удобрений: они стали очень дороги, и их уже не вносят в почву с запасом, как раньше. Редки загрязнения почвы пестицидами, так как современные пестициды быстро разлагаются, в отличие, например, от ДДТ. Хотя им не пользуются уже много-много лет, он до сих пор встречается в почве. Все реже наблюдается истощение почвы в результате несоблюдения севооборота, так как это стало экономически невыгодно.
Действительно, во многих регионах страны, в том числе в Ростовской области и Краснодарском крае, третий год подряд снимают рекордный урожай зерна. Есть ли негативная сторона у этого успеха? Существует мнение, что почвы истощатся.
Колесников: Небывалый урожай получен, в первую очередь, благодаря большому количеству осадков в нужное для вегетации время, то есть в конце весны — начале лета. Обеднения почвы в этом случае не будет, если соблюдать севооборот и вносить нужное количество удобрений. Истощение происходит, например, если на одном поле из года в год выращивается одна и та же культура. Тогда начинается нехватка определенных элементов питания, накапливаются вредители и болезни этой культуры.
Как может сказаться на состоянии почвы нынешняя малоснежная зима?
Колесников: Практически никак, но есть риск вымерзания растений. Впрочем, пока сильных морозов не было. Если снега будет мало до конца зимы, то весной скажется недостаток влаги.
Как влияют на почву природные пожары? Считается, что зола — самое лучшее удобрение, так почему все же нельзя выжигать растительность?
Колесников: Пожары не оказывают на почву существенного влияния. Лесные и степные возгорания — это естественные процессы для экосистемы. Другое дело, что в результате лесных пожаров погибает лесная растительность, восстановление которой занимает десятки лет. Главная опасность в том, что сжигание стерни очень часто приводит к пожарам, в результате которых уничтожаются постройки, техника, гибнут дикие и сельскохозяйственные животные, а иногда и люди. Никакая польза от золы и экономия на уборке стерни не компенсирует этот риск. Если бы мы могли эффективно контролировать пожары, то можно было бы порассуждать об их пользе или вреде для почвы. И такие исследования ведутся, нашим коллективом в том числе. Но в ближайшее время человек не сможет контролировать пожары, поэтому сжигание стерни должно быть строго запрещено.