Коробка Пандоры
Мать троих детей Вера Т. в августе 2017 года на пару недель уезжала с младшей дочкой из Рыбинска, а когда вернулась, старшая, 12-летняя Даша (имя изменено. — Прим. "РГ"), огорошила: в Интернете ей устроили судилище…
— Мы приезжаем, и мне дочка рассказывает, что, со слов нашей соседки, в Сети появилась Дашина фотография, под которой написано, что она издевалась над голубями, — в очередной раз переживает случившееся Вера Т. — "Как же так, мама, ведь я же не издевалась?!" — спрашивала меня дочь. Я узнала, где информация размещена, зарегистрировалась в соцсети. Почитала, что там написали, и у меня волосы на голове зашевелились. Потом уже по моей жалобе Роскомнадзор заблокировал все. Но пока это было в открытом доступе, чего только в адрес моей дочери не высказали! Дошло до того, что на улице дочку начали обзывать уродкой и ублюдкой.
Как выяснилось, взрыв негодования вызвал пост в группе "Подслушано в Рыбинске", опубликованный 12 августа женщиной, личность которой до сих пор не установлена. Некая дама, гулявшая по площади Жукова с ребенком, обратила внимание на трех девочек "лет 7-10", которые ловили голубей.
— Одна приманивает кормом, другая ловит, третья прижимает ногой на лавке. Страшное зрелище!!! — написала возмущенная женщина. — В тот момент, когда я обратила на них внимание, на лавке уже были придавлены три голубя… Позже наше внимание привлекла коробка, которая стояла рядом с ними на лавке. Там сидел голубь! Господи, откуда в детях столько злости и жестокости?! До сих пор нахожусь в шоке! Зачем они это делали?!
Очень эмоциональное сообщение иллюстрировало фото: на скамейке сидит девочка в очках, у ее ног пасутся голуби, на сиденье действительно стоит коробка, но никаких придавленных птиц нигде нет. Однако этого все равно оказалось достаточно, чтобы завсегдатаи соцсети, как по команде "ату их!", кинулись изливать на ребенка "праведный гнев". Нашлись такие, кто девочку узнал, назвал имя, показал пальцем…
Связанные крылья
Возмущенная Вера Т. написала заявление в полицию. Инспектор отдела по делам несовершеннолетних Наталья Малова поначалу ее даже похвалила, заявив, что женщина все правильно сделала, обратившись в правоохранительные органы. И посоветовала сходить с ребенком к психологу, поскольку девочка пережила психологическую травму.
Однако через несколько дней Дашу с мамой вызвали в полицию и уже другим тоном предложили "во всем сознаться". Даша рассказала, что помогает заболевшим или попавшим в беду птицам. Сначала она вместе с мамой пыталась выходить раненого стрижа, потом с разрешения родителей начала приносить в дом голубей, которые не могли нормально летать. Ухаживала за ними, а потом выпускала. И в тот день, когда ее сфотографировала неизвестная женщина, она вместе с двумя девочками из своего дома взяла на прогулку коробку — на случай, если встретится больная или беспомощная птица.
— Она увидела в моем лице поддержку, что можно домой птиц приносить, — и давай стараться… — сокрушается сегодня Вера Т.
Из-за переживаний, которые принесла в жизнь Даши эта странная голубиная история, девочка попала в больницу
…Слабый голубенок нашелся и был посажен в коробку. Остальных птиц девочки, со слов Даши, кормили и гладили. Возмутившаяся женщина вытряхнула голубенка из коробки, и на этом инцидент был исчерпан. Правда, девочки, не попавшие на фото и подвергшиеся "критике общественности" лишь заочно, потом рассказали инспектору ПДН, что в тот же день, но позднее Даша поймала еще одного голубя и выпрямляла ему крылья, держа на весу, а чтобы он не улетел, связывала его крылья резинкой. Еще она якобы подбрасывала связанную птицу вверх, а когда не успевала ее поймать, та падала на землю. Девочки чуть постарше сообщили полиции, что Даша предлагала сломать голубю крылья, чтобы "потом его вылечить и заново научить летать". Одна из этих девочек и ее родители потом извинились за комментарии в соцсетях.
Благодаря этим детским показаниям инспектор ПДН и усмотрела в действиях Даши жестокое обращение с животными. А поскольку девочке было всего двенадцать, дело не возбудили, а поставили ребенка на профилактический учет. Справка из ветлечебницы о том, что Вера Т. с дочерью действительно обращались туда за консультацией по содержанию и уходу за дикими птицами, роли не сыграла.
По второму кругу
Однако на защиту девочки встала Рыбинская городская прокуратура, посчитавшая, что "процессуальное решение вынесено незаконно и необоснованно", и обязавшая орган дознания еще раз опросить очевидцев. А также потребовала найти и опросить женщину, которая первой разместила возмущенный пост в "Подслушано в Рыбинске".
Дашу сняли с учета, из полиции в адрес Веры Г. пришло постановление об отказе в возбуждении уголовного дела из-за "отсутствия… события преступления", семья вздохнула с облегчением. Увы, ненадолго. В феврале по тому же адресу от того же отправителя прилетело письмо, извещавшее, что в действиях девочки снова разглядели состав преступления. Оказалось, что неожиданно отыскался новый свидетель — 40-летняя женщина. С ее слов, она в те же летние дни узнала Дашу на улице (по фото в соцсети), в руках у девочки была коробка с голубем без хвоста и с поврежденной шеей, и девочка якобы рассказала незнакомке, что это она выдрала птице хвост, потому что та… обидела кошку. Если бы речь шла о вороне, в такое можно было бы поверить, но чтобы "боевое искусство" демонстрировал голубь…
В итоге Дашу снова поставили на учет. Из-за переживаний, которые принесла в ее жизнь эта странная голубиная история, девочка перед самым Новым годом переболела воспалением легких (в больничном листе так и написано: "в анамнезе — стрессовая ситуация"). А недавно Вера Т., причесывая дочь, нашла у нее клок седых волос.
— Я заявила дочке: увидишь на улице окровавленную птицу, собаку, кошку — мимо проходи, если рядом нет никого из твоих близких. Нам эти проблемы больше не нужны, — с горечью говорит Вера Т.
Но Дарью и учить уже не надо — научена.
— Я не то что не кормлю птиц больше — я их стороной обхожу, — призналась девочка.
Инспектор Малова, сославшись на должностные инструкции, от разговора с корреспондентом "РГ" отказалась. А в ответ на запрос начальник отдела информации и общественных связей УМВД по Ярославской области Марина Кокуева пояснила, что "выявление определенных фактов является для должностного лица подразделения ПДН безусловным основанием для постановки несовершеннолетнего на профилактический учет"…
Татьяна Кисина, педагог-психолог высшей квалификационной категории:
— На момент проведения обследования у Даши выявлена высокая степень эмоционального напряжения, которое обусловлено трудной жизненной ситуацией, связанной с несправедливыми, по мнению девочки, обвинениями в ее адрес. Эмоциональное состояние Даши можно охарактеризовать как очень напряженное, сверхвозбужденное. Девочка стремится подавлять в себе возникающее раздражение, находится в состоянии стресса. В целом Дашу можно охарактеризовать как человека, склонного по каждому вопросу вырабатывать свое суждение, не соглашаться с мнением других. Девочка очень ранима и щепетильна, особенно в вопросах справедливости, правды, равноправия людей. Она реагирует очень остро, но стремится не показывать свои эмоции внешне.
Мнение
Анастасия Никешина, соседка Даши по дому:
— Даша помогает животным, любит их. Подкармливает бездомных кошек, для чего вместе с мамой специально покупает корм. Семья исключительно положительная, в отличие от семей некоторых девочек, которые фигурируют в этом деле в качестве свидетелей. При этом инспектор ПДН почему-то встает на их сторону и "наезжает" на Дашу — другого слова я подобрать не могу. Ведь даже если ребенок где-то оступился, инспектор ПДН в первую очередь должен помочь ему, а Дашу, которая хорошо учится и в обычной школе, и в художественной, почему-то просто "топят", может быть, ставя крест на каких-то ее мечтах о будущем этой постановкой на учет. Особенно это странно выглядит, когда происходящее сравниваешь с другими аналогичными ситуациями. С тем же инспектором ПДН я лично сталкивалась, когда у моей машины, стоявшей во дворе, подростки испортили колеса. Но тогда инспектор двух виновных мальчиков защищала: давайте не будем им портить жизнь, давайте договоримся. А здесь почему по-другому?
P. S.
Вера Т. подала иск в суд о признании незаконными действий инспектора ПДН МУ МВД России "Рыбинское" Натальи Маловой, а также иски к МВД о возмещении вреда, причиненного действиями правоохранительных органов ей и дочери.