Украинский кризис: огнестрельное эхо АТО

Одно из редких достижений действующих (еще как действующих!) украинских властей связано с публикацией статистики о положении страны. При этом потрясающие цифры в статистических отчетах не принято связывать с методикой и сутью властных действий.

Есть министры и специалисты, консультанты, помощники и активисты. В тяжелейших условиях вытаскивающие телегу достижений из болота проблем с усердием барона Мюнхгаузена. И есть объективные наблюдения того, что воз и ныне там, что он все глубже увязает в болотной жиже коррупции и некомпетентности. Логика расщепленного сознания «Мухи — отдельно, котлеты — отдельно» живет и побеждает. Хотя именно из-за новых мух старые котлеты превратились в источник санитарной опасности для целого европейского региона, для его обитателей и ближайших соседей.

Приведем всего одно сообщение жаркого лета 2014 года из зоны проведения триумфальной АТО на востоке Украины:

«Военнослужащие милицейской роты особого назначения Свитязь в течение августа месяца с.г. потеряли 10 пистолетов Форт, 18 пистолетов Макарова, 22 автомата АК-74, четыре ручных пулемета РПК и несколько гранатометов РПГ-7В…в боевых операциях рота принимала участие с 24 по 29 августа…обстоятельства утраты боевого оружия остались неизвестны…»

Всего один трагичный эпизод самоубийственной войны. Всего один штрих на мрачной картине донецких разрушений. Всего один вклад в гуманитарную катастрофу на пепелище национального единства. Катастрофу, незаметно и уверенно шагнувшую далеко за территориальные рамки АТО.

Разве пятидневные приключения роты Свитязь, с героическим облегчением собственных арсеналов для повышения мобильности и тактической гибкости, связаны с отчетностью Генеральной прокуратуры за 2014 год? На днях ведомство г-на Яремы опубликовало статистику своих наблюдений за правопорядком на украинской территории:

— С января по октябрь 2014 года зафиксировано 2219 эпизодов использования огнестрельного оружия при осуществлении преступных действий. За аналогичный период прошлого (домайданного) года данный показатель равен 634. Налицо рост нарезных «аргументов» в криминальных фактах, сразу в три с половиной раза.

— Гладкоствольное оружие — охотничьи ружья, обрезы и т.п. — отмечены в криминальной хронике 249 раз (121 раз в 2013 году). Отмечен двукратный рост.

— Разбойных нападений с применением огнестрельного оружия зафиксировано 345 (91 в 2013). Увеличение почти в четыре раза.

— Особо тяжких преступлений совершено в два раза больше — 23.5 тысяч против 13.5 тысяч в 2013. За каждым пунктом в этом многотысячном списке — масштабная человеческая трагедия.

— Количество столичных квартирных краж квартир дало прирост до 3.740 (2.700 за предыдущий период). Число уличных ограблений возросло на 12-15 % в целом по стране.

— Уголовных правонарушений по отношению к служителям правопорядка произошло 1.300 (880 в 2013), по отношению к руководителям предприятий и учреждений — 6.100 против 2.800. Не потому ли, что люстрация шагает по стране, а милиция стоит на коленях?

— Преступлений с применением взрывчатых веществ отмечено 89 вместо 54 прошлогодних. Впервые за последние годы произошло три убийства методом подрыва жертв.

— Всего совершено 283 умышленных убийства из автоматов, пистолетов, ружей и обрезов. В тираническом и коррупционном 2013 году из огнестрельного оружия было убито 60 украинцев. В четыре с половиной раза меньше, чем с началом торжества гидности и свободы.

Разумеется, по сравнению с преступлениями АТО на Донбассе приведенные цифры выглядят умеренно. В них нет 4.5 тысяч убитых только по официальным данным ООН. В них нет десятков тысяч раненых, в них нет сотен тысяч пенсионеров без доступа к социальным выплатам, в них нет миллиона с лишним беженцев. Но тенденция расползания оружия по стране очевидна, ее провозглашали еще на Евромайдане. В виде емкого лозунга с контурами автомата Калашникова и надписью «Должен стоять в каждой хате!». После снижения активности боевых действий на востоке Украины поток нелегального оружия в формально спокойные регионы будет только нарастать.

Это объясняется неподготовленностью армии к позиционному противостоянию и окопной жизни. Отсутствием единоначалия в войсках, форменной кашей из территориальных батальонов, патриотических дивизионов и подразделений по призыву на хаотично расположенных позициях. Это объясняется разворованностью оружейных складов и арсеналов еще в мирное время, интендантским желанием погреть руки на костре «Война все спишет, а к нашему капиталу нули припишет». Это объясняется зачаточным состоянием служб обеспечения тыла — в том числе контрразведывательных и противодиверсионных служб. Постоянной, невразумительной и скверно организованной ротацией. Снабжением войск по официальным, волонтерским и прочим неформальным каналам без проверок либо с поверхностным контролем ввоза-вывоза. Это объясняется резким падением уровня жизни в стране, безработицей с угрозой нищеты и вполне естественным желанием обезопасить себя и своих близких. Уже не в армии абстрактно, а после армии конкретно.

Добавьте к перечисленному нерешительность милиции, третирование правоохранителей по любому поводу — от концерта поп-див до претензий в избиении студентов годовалой давности. Добавьте волну люстрации, с наибольшим ожесточением смывающую именно кадровый состав в органах МВД. Сам факт пребывания начальником райотдела милиции при Януковиче (даже краткосрочный!) достаточен для немедленного увольнения. Министры и парламентарии 2010-2013 годов от подобных карьерных рисков избавлены. Добавьте эпилептическую реформу в органах правопорядка, проводимую под руководством Facebook-генерала, чья рука тянется к кобуре при выступлениях депутатов-женщин с трибуны Верховной Рады. Добавьте разительное несоответствие ожиданий от «революции гiдности» и объективной картины на местах, за пределами телекамер столичных киностудий. Добавьте неизбежное чувство вины от боевых действий на собственной территории, с гибелью мирных граждан. Пусть даже случайной. Добавьте буравящую ненависть во взглядах «освобожденных от террористов» местных жителей.

Получите взрывоопасный коктейль ослабленного, обнищавшего, накачанного оружием и ненавистью общества. Со многими тысячами «патриотов», прошедших АТО, освоивших автоматы и гранатометы, умение выбирать позицию и давить на гашетку. Получите ветеранов с ветром в карманах, усвоивших ослепительную боевую истину — внезапно из засады захватить инкассаторский автомобиль гораздо безопаснее и доходнее, чем сражаться с вооруженным и мотивированным противником. Эти люди с линии фронта уже переступили заповедь «Не убий!», требование «Не укради!» для них — что слону дробина.

Дело не в кликушестве на криминальную тему, а в предотвращении болезненных последствий огнестрельного эха АТО. На первых порах это будет внутриукраинской проблемой. На первых порах наибольшей опасности будут подвергаться ювелирные торговые точки, кассы, магазины с хорошим оборотом, пункты передачи крупных сумм наличности (например, при сделках с недвижимостью) и другие места с ликвидными ценностями. Следует быть готовым и к дальним «гастролям» вооруженных банд, в соседние и куда более благополучные страны. Не потому ли пламенная поддержка Польши модифицировалась в запрет пересечения украинцами польской границы без визового разрешения?

Стоит напомнить, что безвизовый режим с Россией и поныне действует для украинских граждан без ограничений. А великий барьерный Вал имени премьер-министра Украины существует лишь в его воспаленном воображении.

Криминальному воспалению российского приграничья необходимо поставить надежный заслон, не дожидаясь масштабных преступлений. Болезнь уголовщины (как и терроризм) лучше лечить при первом же намеке на ее проявление. Профилактика же актуальна вне зависимости от любых намеков.

 

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

Author: admin

Добавить комментарий