Теперь и Швейцария…

Ровно неделю назад в 6 вечера по местному времени вступило в силу решение Федерального совета (правительства) конфедерации, которым меры в отношении России практически приведены в соответствие с американскими и европейскими. Самое главное —  они коснулись святая святых швейцарской экономики — банковского сектора.

Берн долго не решался. Нейтралитет Швейцарии — ее фирменный знак, а банки — легенда. Она не член Евросоюза, и решения Брюсселя ей не указ, хотя все больше и чаще Берн играет по правилам окружающего его ЕС.

В конце лета, когда Евросоюз, перешагнув через экономические «но», пошел на «секторальные» санкции против России, Швейцария ограничилась, считай, символическими. 27 августа Федеральный совет запретил экспорт в Россию и Украину оружия и военной техники, воздержавшись от существенных финансовых санкций. Оправдываясь, правительство заявило тогда, что ему важно сохранить нейтралитет в конфликте между Россией и Украиной, потому что Швейцария в этом году председательствует в ОБСЕ, пытается посредничать, добиться переговорного решения.

Прошло два с половиной месяца. Настроение швейцарцев изменилось. Да и председательский год в ОБСЕ подходит к концу.

В пятницу в Брюсселе мы имели возможность поговорить с президентом Швейцарии. Дидье Буркхальтер ответил на вопросы журналистов после встречи со своим тезкой, министром иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерсом.

Буркхальтер сказал, что без оптимизма смотрит на развитие событий и на возможности ОБСЕ помочь решению конфликта на востоке Украины. «Единственное, что мы сейчас можем сделать, это стабилизировать ситуацию. Это уже много, но недостаточно», — заявил он. И повторил мантру о том, что это решение может быть только политическим, что важно выполнить минские договоренности и реально прекратить огонь. На фоне стремительного ухудшения ситуации, которое наблюдается с начала ноября, это соглашение остается единственной основой для политического урегулирования, считает Буркхальтер.

Что касается новых санкций Запада против России, то, по мнению президента Швейцарии, «не следует недооценивать ни воздействия, ни опасностей санкций». Иными словами, санкции — это та же война, только экономическими средствами, в которой победы приходится соизмерять с потерями.

Новым решением Федерального совета Швейцария берет на себя дополнительные обязательства, чтобы «не дать превратить ее в лазейку, позволяющую обойти санкции, введенные Евросоюзом, США и другими странами». Берн не хочет давать повод для обвинений в том, что он воспользовался войной санкций и контрсанкций для ловли рыбы в мутной воде. Такая репутация ему ни к чему. Но и совсем уж сильно раздражать Москву и терять дипломатического союзника и крупного торгового партнера тоже не хочет.

Швейцария ограничила доступ на финансовые рынки попавших под западные санкции российских компаний. Теперь «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», ОПК «Оборонпром», Объединенная авиастроительная корпорация и Уралвагонзавод, а также пять банков (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк) должны просить специального разрешения на заимствования в Швейцарии со сроком погашения более 30 дней.

Еще 24 физических лица (было 95) добавлены в черный список, с фигурантами которого швейцарским финансовым посредникам запрещено устанавливать новые деловые отношения.

После того как конфедерация в августе отказалась участвовать в войне санкций, соседи сразу показали на нее пальцем: мол, вот кто нажился на нашей политической принципиальности. Журналисты BBC говорили тогда, что Берн «ходит по канату». В сентябре производители «эмменталя», «грюера» и других швейцарских сыров продали в Россию 160 тонн своего товара — в 5 раз больше, чем в сентябре прошлого года (еще больше просто не могут, не отказавшись от остальных рынков). Но речь идет не только о сыре. Американские производители насосов для нефтяной отрасли пожаловались, что почти всех их русских клиентов перехватила швейцарская Sulzer.

Теперь, после нового решения правительства, швейцарские фирмы должны предварительно получать разрешение на контракты с российскими партнерами в таких «чувствительных» отраслях, как нефтянка, вооружения и финансы. Согласованию подлежат сделки, связанные с глубоководным бурением, разведкой и добычей нефти в Арктике, разработкой сланцевых углеводородов.

Но никакой сыр и никакие насосы не сравнятся с финансовыми услугами. Значение Швейцарии как международного финансового центра четко отражается на ее фондовом рынке, где около половины акций и почти треть облигаций — иностранные. Швейцарские банки выступают посредниками между иностранными заемщиками и кредиторами. Швейцарский фондовый рынок — это перекресток международных потоков капитала.

Правительство Швейцарии дорожит этим источником благосостояния страны и рекомендует банкам следить за любыми экономическими санкциями. В 2010 году финансовый надзорный орган FINMA в связи с ограничительными мерами против Ирана потребовал от банков анализировать правовые и репутационные риски международных операций. Женевский филиал французского банка BNP Paribas, который попытался обойти антииранские санкции США, заплатил огромный штраф не только американцам. Его оштрафовала еще и швейцарская FINMA.

Все мы живем в одном огромном мире, где каждый шаг надо делать с оглядкой на других, просчитывать выгоды и потери. Швейцарцы это усвоили. Вводя санкции против России, Швейцария готова нести потери. Конечно, бизнес этому не рад. Санкции немедленно скажутся на экономике страны, комментирует на своем сайте решение правительства юридическая фирма Caputo & Partners, которая специализируется на обслуживании банкиров, в том числе российских. По ее подсчетам, 80 процентов российской сырой нефти продается в Швейцарии. На эти сделки нужны кредиты.

О глубине экономической зависимости России от Швейцарии говорит даже физическое присутствие российских бизнесменов в красивой, богатой и комфортабельной стране. Там живут или имеют серьезные экономические интересы 22 россиянина, которых принято считать самыми крупными олигархами. В их числе двое фигурантов санкционного списка ЕС и США: Геннадий Тимченко и Андрей Клишас. 2070 российских граждан являются членами советов директоров, президентами или владельцами зарегистрированных в Швейцарии компаний. Около 1800 швейцарских компаний имеют в руководстве российских топ-менеджеров. Большинство из них занято финансовыми и консалтинговыми услугами, торговлей сырьем и продовольствием.

По данным той же Caputo & Partners, в Швейцарии живут 13 тысяч россиян, две трети которых имеют высшее образование и ученые степени. Российские активы в швейцарских банках оцениваются в 15 миллиардов долларов. Российская элита глубоко укоренилась в альпийской стране и не может быть довольна санкциями…

Мир изменился с тех пор, когда нейтральная Швейцария могла чувствовать себя неприступной крепостью за стеной национального суверенитета. Она — часть мировой экономической системы. Не будучи членом ЕС, республика все больше уступает правилам окружившего ее со всех сторон крупнейшего экономического партнера. Пришлось приоткрыть банковскую тайну и перед американскими налоговиками.

Если приходится делать неудобный выбор между одним, даже очень выгодным, но сравнительно малым партнером (Россией) и двумя огромными (США и ЕС), то этот выбор диктуется здравым смыслом. Опять же, мировая репутация и общие европейские ценности…

Александр Минеев

Источник: novayagazeta.ru

Author: admin

Добавить комментарий