Меньше года осталось до президентских выборов в Аргентине, назначенных на 25 октября. Кристина Фернандес де Киршнер дважды побеждала в борьбе за высший государственный пост, в 2007 и 2011 годах, и баллотироваться в президенты снова она не сможет.
Все чаще обсуждается в Аргентине вопрос о преемнике. Кто подхватит идеологию киршнеризма, современной версии идеологии Хустисиалистcкой партии, основанной в 1947 году Хуаном и Евой Перон? Нестор Киршнер, выдающийся политик, которого называли в одном ряду с Лулой да Силва, Уго Чавесом, Эво Моралесом и Рафаэлем Корреа, скончался в 2010 году. Кристина Фернандес сумела сохранить заданный им политический курс: укрепление суверенитета Аргентины, противодействие диктату США на континенте, проведение реформ в интересах народа.
В качестве возможного продолжателя курса Киршнеров на президентском посту чаще всего называют Даниэля Сциоли (Daniel Scioli). Он был вице-президентом, ныне является губернатором провинции Буэнос-Айрес. Сциоли избегает политических конфронтаций, настроен на достижение компромиссов с оппозицией и потому не вызывает симпатий у ортодоксальных сторонников киршнеризма, отвергающих диалог с правыми. Сциоли умеет маневрировать, демонстрирует свою умеренность, готовность сотрудничать с финансово-предпринимательскими кругами, откуда идёт постоянный поток рекомендаций, в том числе по разрыву отношений с Кристиной. Активно заявляют о себе и другие претенденты, которые были соратниками Нестора, а сейчас входят в команду Кристины – министры, губернаторы, сенаторы. Окончательно кандидат определится на первичных выборах в августе 2015 года, когда все претенденты на пост президента от правящего блока «Фронт за победу» пройдут через отборочные процедуры.
О сложности момента для Кристины Фернандес можно судить по итогам парламентских выборов в октябре 2013 года. Правящий блок не сумел добиться убедительной победы. Он сохранил большинство в обеих палатах парламента, но не получил конституционного большинства в две трети голосов. Из 24 провинций за блоком осталась только половина. Традиционное соперничество Хустисиалистской партии с оппонентами в лице Гражданского радикального союза и правой партии Республиканское предложение (PRO) осложнено расколом внутри самой правящей партии. Тем не менее «Фронт за победу» продолжает оставаться главной политической силой Аргентины.
Нестор Киршнер, отказавшись от неолиберальной экономической модели, сумел вывести Аргентину из глубокого застоя. Позже Кристине в условиях мирового кризиса пришлось принимать сложные решения, в частности усилить контроль государства над импортом, над валютным курсом. А ещё борьба с засильем бюрократии, инфляцией, спекуляцией иностранной валютой и т.д. Кристина инициировала проверку банков и обменных пунктов страны, чтобы пресечь каналы нелегального отмывания денег. По подозрению в незаконном выводе капитала за рубеж в Аргентине была приостановлена деятельность крупнейшей американской компании Procter & Gamble. Продолжается расследование преступлений, допущенных силовыми структурами в период правления военной хунты в 1976-1983 гг.
Не удивительно поэтому, что врагов у Кристины достаточно, в том числе в СМИ, с помощью которых ведётся целенаправленная кампания по её компрометации. Досконально изучаются налоговые декларации Кристины, её покойного мужа и их взрослых детей. Их подозревают в сокрытии доходов. Близкое окружение Кристины Фернандес тоже находится под прицелом.
По оценке политологов, предпринимаемые сейчас атаки на президента Аргентины – это часть тщательно разработанного плана, который должен обеспечить приход к власти в стране лояльных Соединённым Штатам политических сил и радикальную смену политического курса. Именно в этом ключе необходимо рассматривать скандальную историю с фондами-стервятниками, за бесценок скупающими долговые обязательства стран, которые испытывают финансовые трудности, а затем через суд требующими выплат в размере, значительно превышающем размер долга. Именно это произошло с Аргентиной. Кристина Киршнер, выступая в сентябре на Генассамблее в ООН, резко осудила подобную практику и призвала принять законодательные меры по ограничению деятельности «стервятников».
На почве судебного разбирательства Аргентине – суверенному государству — противостоит американский судья Томас Гриеса, который несколько лет занимается делами фондов, кредитующих Аргентину. Правительство Аргентины не считает сложившуюся ситуацию дефолтом: Буэнос-Айрес готов выполнять обязательства перед кредиторами. Выход из сложившейся ситуации есть: держателям реструктурированных облигаций предложено получить проценты в аргентинском банке Banco de la Nacion Fideicomiso. Однако Томас Гриеса грозит новыми репрессиями. В частности, если Буэнос-Айрес не капитулирует, не согласится выплатить «стервятникам» столько, сколько они требуют, то Аргентина столкнётся с запретом на ведение дел с банками США. Буэнос-Айрес занял твёрдую позицию: любые решения американского суда, создающие препятствия для реструктуризации долга Аргентины или ставящие под сомнение решения властей страны, будут считаться вмешательством в её внутренние дела.
Тезис о грозящем дефолте, тиражируемый пропагандой, вызывает понятное раздражение аргентинских властей. В сентябре с.г. Кевин Сулливан, временный поверенный США в Аргентине, заявил в интервью газете «Кларин»: «Для возвращения на путь устойчивого экономического развития и привлечения инвестиций, в которых Аргентина нуждается, важно, чтобы она как можно скорее вышла из ситуации дефолта». Сулливан был вызван в МИД, и ему был выражен протест по поводу этих слов, которые «не имеют никакого фактического обоснования, но полностью соответствуют позиции фондов-стервятников». Американского дипломата предупредили, что в случае повторения «вмешательства подобного типа во внутренние дела Республики Аргентина, будут предприняты более жёсткие шаги, предусмотренные Венской конвенцией для дипломатических представителей». Как подчёркивали аргентинские СМИ, имеется в виду объявление Кевина Сулливена persona non grata.
Надо сказать, что место посла США в Аргентине вакантно с июля 2013 года. В Латинской Америке это уже не редкость: долгое время не было американского посла в Эквадоре, не получается у Вашингтона с направлением послов в Венесуэлу и Боливию.
Уже больше года кандидатом на пост посла в Аргентине США рассматривают Ноа Брисона Мамета (Noah Bryson Mamet) – предпринимателя, который находится в хороших личных отношениях с Обамой, регулярно играет с ним в гольф, а самое главное, финансировал его избирательные кампании. Во время слушаний в сенате Мамет не блеснул знанием аргентинской действительности. В СМИ просочились критические высказывания сенаторов: Аргентина – «предкризисное в экономическом и политическом плане государство», поэтому в Буэнос-Айрес необходимо направить профессионала дипломатической службы, а не любителя.
Кадровый состав посольства США в Аргентине по линии Госдепа, Пентагона и спецслужб уже укомплектован профессионалами с учётом оценки положения Аргентины как «предкризисного». В опубликованном аргентинским МИД списке американских дипломатов много тех, кто занимался подрывной деятельностью в других странах. Особую активность проявляют политическая и экономическая секции, прикрывающие таких сотрудников ЦРУ, как Тимоти Мэрдок Статер, который является не только практиком, но и теоретиком подрывных операций, Кеннет Рой, Йорданка Рой, Брэндан О’Брайен, Микаэль Ланс Экель, и многих других. Стоит упомянуть об Анаиде Хаас (Anaida K. Haas), которая успешно работала в Афганистане, потом была переброшена в Госдепартаменте на русское направление (Public Diplomacy Officer, Office of Russian Affairs). Можно предположить, что направление Хаас в Аргентину связано с постановкой ей задач, которые касаются российско-аргентинских торговых отношений. Вашингтон разъярён тем, что Кристина Фернандес в числе первых латиноамериканских лидеров заявила о готовности поставлять на российский рынок аргентинские товары вместо ушедших оттуда европейских и подкрепила свои слова делами.
Каков ресурс прочности у правительства Кристины Фернандес де Киршнер покажут уже первые недели будущего года. Рассчитывать на то, что кампания по выборам президента будет мирной, трудно. Агентура ЦРУ в рядах оппозиции нацелена на дестабилизацию. Вероятно, прозвучат требования досрочной отставки Кристины (по состоянию здоровья), будет мобилизована пятая колонна, разразятся забастовки на общественном транспорте, не исключены диверсии на линиях энергоснабжения. Всё это было и в других странах, которые Вашингтон зачислял в геополитические противники.
О подстрекательских действиях посольства США в Буэнос-Айресе можно судить по распространяемым посольскими работниками информационным сообщениям (только для граждан США!), в которых говорится о критическом росте преступности, предлагается избегать места массового скопления людей. Кристина Фернандес, выступая по национальному телевидению, назвала такого рода «сообщения» провокацией.
Аргентинский сезон провокаций в исполнении спецслужб США только начинается.
Нил Никандров
Источник: fondsk.ru