В силу особенностей исторического развития Пакистана, армия этой страны с годами стала мощной государственной силой и одним из акторов внутриполитической жизни. Но в отличие от политических партий, цель которых – стать во главе исполнительной и законодательной ветвей власти, генералитет Пакистана на сегодняшний день не строит подобных перспектив. Поддержание стабильности и правопорядка – основные его задачи, за исключением, конечно, если стране не грозит крах, исходящий от внутренних или внешних угроз.
На протяжении последних почти семидесяти лет истории страны, федеральная армия выступала в поддержку происходивших в Пакистане политических процессов: исламизация в 80-х годах ХХ века, в 90-е годы – защита интересов демократически избранных гражданских правительств, в 1999 г. вновь, как и в 50-70-х годах поддержала военный переворот, в дальнейшем, в первой декаде ХХI века военно-гражданскую администрацию. С 2008 г. по настоящее время армия стоит на страже демократических завоеваний общества. Военные всегда «играют свою роль в формировании курса истории» государства. Это позиция начальника штаба сухопутных войск генерала Р.Шарифа. Иными словами, армия выступала за сохранение существующего порядка в стране, поддерживала и поддерживает статус-кво, существующий на данный момент.
На протяжении многих десятилетий армия выступала основной стабилизирующей силой государства. Это понятие в пакистанской рецептуре, как подчеркивает генералитет, включает несколько составляющих: отражение внешней агрессии, поддержание режима внутренней безопасности, постановка и реализация национальных задач и/или ликвидация последствий стихийных бедствий, таких как наводнения и землетрясения; армия всегда живет чаяниями/ ожиданиями нации».
Конституция, один из нескольких инструментов, которые использует армия для становления, укрепления демократических институтов и защиты национальных интересов. В 2008 г. Пакистан провел парламентские выборы с участием лидеров всех политических партий страны. И избранный путем всенародного голосования депутатский корпус означал переход от военно-гражданской формы правления прежних лет к демократически избранному парламенту. В тот период армия поддержала проведение выборов в соответствии с Конституцией, и отказалась участвовать в избирательном процессе. Тем самым генералитет подчеркнул приверженность Статье 243 Конституции Пакистана.
В 2013 г. всеобщие парламентские выборы констатировали передачу власти от одной гражданской администрации другой при одновременной смене политических элит.
Помимо поставленных перед федеральной армией конституционных задач по отражению агрессии или угрозы войны и защите территориальной целостности, этот государственный институт также призван эффективно отражать внутриполитические вызовы страны.
В первую очередь, это – противодействие центробежным силам: межконфессиональным конфликтам, попыткам раскола страны по национальному признаку, локализация сепаратистских движений, борьба против местных повстанцев и иностранных боевиков во внутренних районах страны и т.д.
Во-вторых, поддержание баланса власти/ответственности между армией и гражданской администрацией на современном этапе.
В-третьих, армия – это мощная бизнес-корпорация в Пакистане.
Встает закономерный вопрос о субъективных и объективных причинах столь огромного объема ответственности и национальных задач, возлагаемых на федеральную армию Пакистана. На сегодняшний день это стало закономерным в силу ряда обстоятельств: слабости государственных институтов, борьбы правящих гражданских элит, аморфности многопартийной системы, слабости партийной оппозиции в законодательных органах власти, особенностей внешнеполитической обстановки в регионе и т.д.
Тринадцатилетняя война в соседнем Афганистане, усиление исламистского экстремизма и терроризма, «…геополитическая обстановка и негосударственные субъекты, признанные в мире, поставили Пакистан в центр внимания», по заявлению начальника штаба сухопутных войск генерала Р.Шарифа, «… привнесли с собой многочисленные вызовы… Это накладывает огромное бремя ответственности на пакистанскую армию».
Таким образом, в современной действительности армия – основной государственный институт в Пакистане, который в силу ряда объективных и субъективных причин оперативно и адекватно реагирует на вызовы современности. На наш взгляд, купирование возникавших внутринациональных опасностей, поддержание режима стабильности внутриполитической обстановки в стране – единственный путь сохранения государственности в Пакистане. И осуществляет его армия.
В 2014 г. армия столкнулась с еще одним внутриполитическим вызовом: премьер-министр страны Наваз Шарифом обратился к генералитету за помощью в урегулировании политического кризиса летом текущего года. Иными словами последовал призыв к армии открыто вмешаться в политическую жизнь страны. Исключительно заманчивое предложение, учитывая, что больший период времени современной истории Пакистана – годы правления военных или военно-гражданских администраций. Согласно Статье 245 Конституции Пакистана армия «призвана оказывать помощь гражданскому правительству». Однако генералитет остался нейтральным, не видя угрозы ни территориальной целостности, ни суверенитету страны в текущем кризисе, в борьбе политических партий.
Тем не менее, во время проведения марша протеста в июле – августе 2014 г. в Исламабаде, организованного политической партией Техрих-и Исааф (лидер Имран Хан) даже полиция оказалась бессильной остановить разбушевавшуюся толпу, рванувшую на штурм телевизионной компании. В Исламабад были срочно вызваны войска численностью одна тысяча человек. В дальнейшем охрана ими лагеря протестующих в Красной зоне столицы (где расположены государственные учреждения и дипломатический корпус) способствовала мирному течению сидячей забастовки в течение трех месяцев.
Оставаясь де-юре нейтральным, генералитет, конечно, преследовал свои корпоративные интересы. Он тем самым усилил (в очередной раз !) свои политические позиции за счет ослабления исполнительной власти в лице премьер-министра Наваз Шарифа.
Наталья Замараева
Источник: ru.journal-neo.org