Правящая «Грузинская мечта» увядает. В стране нарастает политический кризис, начавшийся после ареста нескольких чиновников Министерства обороны по обвинению в растрате. Следователи утверждают, что они подготовили и оформили заведомо невыгодный государству контракт с телекоммуникационной компанией Silknet, по обеспечению объектов Минобороны высокоскоростным интернетом.
Согласно данным прокуратуры, тут не обошлось без кумовства, а то и откатов – замминистра обороны приходится родственником финдиректору Silknet. Понятно, что вопросов просто не могло не возникнуть – другие компании предлагали выполнить ту же работу за вдвое меньшую сумму, но госбюджет выплатил «сверх» около $2,3 млн. В чьих карманах и сколько осело, сейчас и пытаются разобраться следователи прокуратуры.
Казалось бы, обычное коррупционное дело, вовсе не особенно скандальное. Тем более что к самому министру обороны, Ираклию Аласании, никаких вопросов не было, его никто ни в чем не обвинял. Но сам министр, неожиданно для многих, решил поднять планку до сверхвысокого уровня, обвинив прокуратуру, а по сути правительство и лично премьер-министра Ираклия Гарибашвили в попытке сорвать вступление Грузии в НАТО. Логика незамысловата: Минобороны, по его же оценке, «самое прозападное ведомство Грузии», ведущее страну в вожделенный Североатлантический альянс. Но кому-то (ясно кому) это очень не нравится, и темные силы фабрикуют уголовные дела против кристальных чиновников, чтобы свалить «самого прозападного министра» и сорвать триумфальное вступление Грузии в мощнейший на земле военно-политический блок.
Сразу после подобных заявлений премьер-министр Ираклий Гарибашвили объявил о смещении министра обороны. Было бы странно, а в какой-то степени и безответственно сохранять армию в руках человека, публично обвиняющего руководство страны в саботаже и тайном выполнении «заказов Кремля по срыву евроатлантической интеграции».
Больше, чем министр
Но Ираклий Аласания был не просто министром. Одновременно он – лидер влиятельной партии «Свободные демократы» («СД»), входившей в коалицию «Грузинская мечта» миллиардера Бидзины Иванишвили. Разумеется, после мегаскандала коалиция распалась: «СД» заявили о выходе, а их фракция в парламенте назвала себя «истинной оппозицией». Подали в отставку члены команды, друзья и родственники Аласании, кооптированные в кабинет министров и правительственные структуры по квоте «СД»: госминистр по европейской и евроатлантической интеграции Алексий Петриашвили и министр иностранных дел Майя Панджикидзе, приходящаяся сестрой жены лидеру партии, а также постпред Грузии в НАТО Леван Долидзе – брат члена парламента от «Свободных демократов» Виктора Долидзе. Все они громогласно провозгласили на брифингах в прямом эфире тот же лозунг: «Защитим от врагов прозападный курс родины!» – что звучит несколько комично, поскольку именно они и проводили этот курс в течение последних двух лет, а не министры здравоохранения или «по делам беженцев». Никто им до сих пор не мешал, но «взрыв антизападной активности» они заметили лишь после возбуждения уголовного дела о коррупции, косвенно затрагивающего их партийного вождя.
Разумеется, все разговоры об «изменении прозападного курса» – полная чушь, ерунда и демагогия. Никакого изменения и «крена в сторону России» быть не может. Почему – скажем коротко ниже. Но это вовсе не значит, что власти (то есть Бидзина Иванишвили и его бывший помощник по благотворительному фонду Cartu, 32-летний премьер-министр Ираклий Гарибашвили) не хотели избавиться от Аласании привычным для постсоветской действительности и ментальности способом: наслать опытных фининспекторов и проверить документацию, авось что-нибудь и проклюнется. А ведь проклюнулось, потому что вопросы по конкурсу с Silknet вполне объективны. Другое дело, когда и, главное, каких проверяющих послать.
А избавиться от Аласании хотели потому, что в последнее время он стал слишком уж амбициозен, вознамерился вернуться на пост председателя «СД» на ближайшем партийном съезде и вовсю эксплуатировал тему своего высокого рейтинга. Но постсоветские политики (до тех пор, пока будут оставаться «постсоветскими») не смогут смириться с тем, чтобы у министра обороны и лидера одной из коалиционных партий рейтинг был выше, чем у премьер-министра и председателя правящей коалиции. То есть в нашем случае речь идет о банальной games of thrones, когда цена «игры» – прочная и долговременная власть. Но при чем тут «прозападная ориентация» и «саботаж вступления Грузии в НАТО»? Разве грузинские власти предприняли за два года хоть один шаг, сделали хоть одно заявление, дающее повод для подобных обвинений? Наоборот, они стремятся в НАТО с еще большим рвением, чем команда экс-президента Саакашвили, подписали соглашение с ЕС об ассоциации, «выпрыгивают» из формата ISAF, намереваясь оставить грузинский контингент в Афганистане даже после вывода оттуда всех войск альянса, отказываются восстановить дипломатические отношения с РФ, по-прежнему называют Москву «оккупантом» во всех официальных документах, добиваются ее осуждения за «аннексию Абхазии и Южной Осетии» на всех международных площадках, и так далее.
Золотой гарант
Главная гарантия прозападного курса Грузии вовсе не персона Ираклия Аласании и его партия (одна из десятков подобных), а миллиарды Бидзины Иванишвили, хранящиеся на Западе: истинный руководитель страны, разумеется, не поставит под удар свой капитал, ассоциировавшись в глазах западных «санкционеров» с Россией Путина. И до тех пор, пока он управляет правительством из своего «стеклянного замка» на горе, нависающем над Тбилиси, прозападному курсу страны ничто не угрожает.
Другое дело, что этому курсу объективно может угрожать разрастающийся политический кризис и вероятный хаос: после распада правящей коалиции партия «Грузинская мечта» теряет большинство в парламенте, а в условиях парламентской республики это чревато бесконечными дрязгами, интригами и попытками свалить правительство путем сколачивания нового большинства с участием соратников экс-президента Саакашвили.
Неуемный Мишико уже заявил из своего американского далёка, что свалить «пророссийского олигарха Иванишвили» можно уже в ближайшее время, но не путем выборов и «классической демократии», а новой революцией. Первый акт ее назначен на 15 ноября, когда в Тбилиси состоится многотысячный митинг «против аннексии Абхазии и за сохранение прозападного курса», причем на «консолидирующий митинг» приглашены все прозападные силы – в том числе обиженные прокуратурой.
Георгий Зедгенидзе
Источник: slon.ru