Россия одобрила прошедшие 2 ноября выборы в ДНР и ЛНР, но пока не признала их, и не факт, что официально признает. «Мы уважаем волеизъявление жителей Юго-Востока. Избранные представители получили мандат для решения практических задач по восстановлению нормальной жизни в регионах»,- говорится в заявлении российского МИДа.
Эксперты не видят в этом официального признания нового руководства ДНР и ЛНР со стороны Москвы. По их мнению, такой формат она выбрала, чтобы не навлечь на себя новые санкции Запада и не ослабить «партию мира» в Киеве. Напомним, что Блок Петра Порошенко не одержал убедительной победы на парламентских выборах, и политика по отношению к Юго-Востоку может ужесточиться под влиянием украинского премьера Арсения Яценюка, который для многих олицетворяет в Киеве «партию войны».
Мало того, в «Заявлении МИД России о выборах 2 ноября в Донецкой и Луганской областях» ведомство впервые назвало ДНР и ЛНР именно «Донецкой и Луганской областями», события в Донбассе именуются «событиями на восточной Украине», а избиратели ДНР и ЛНР — «гражданами Юго-Востока». «Выборы в Донецком и Луганском регионах прошли в целом организованно, при высокой явке избирателей», — говорится также в документе.
В англоязычной версии заявления МИД РФ, которое публикует ТАСС, также нет упоминаний ДНР и ЛНР. Там употребляются формулировки «Donetsk and Lugansk regions» и «eastern Ukraine» ( «eastern» — с маленькой буквы). Избиратели же обозначены МИДом России как «citizens of the southeast». Кроме того, там содержится формулировка «dialogue between the central Ukrainian authorities and representatives of Donbass» («диалог между центральными украинскими властями и представителями Донбасса»). «С учетом состоявшихся выборов крайне важно предпринять активные шаги по налаживанию устойчивого диалога между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в русле достигнутых в Минске договоренностей», — указывается далее в документе.
Еще один любопытный политический сигнал зашифрован в результатах опроса, опубликованного сегодня ВЦИОМ. Эта уважаемая институция уверяет, что простые россияне тоже в массе своей не хотят ни признавать ДНР, ни принимать ее в состав РФ. Согласно опросу, признать ДНР и ЛНР как независимые государства готовы почти четверть опрошенных (23%), а принять республики в состав РФ — 11%.
Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров объясняет нежелание россиян вмешиваться в ситуацию на Украине страхом войны, в которую может быть втянута Россия. Он также отметил, что раскол любого государства воспринимается россиянами достаточно болезненно. Однако эти утверждения выглядят весьма спорными. Учитывая, что через контролируемую ДНР и ЛНР границу за последние полгода прошло, по меньшей мере, 35 тысяч добровольцев из России, и еще большее количество россиян, судя по публичным отчетам закупщиков, жертвуют деньги на помощь ополченцам.
Вряд ли внезапно, как по команде, исчезло и массовое сопереживание и чувство сопричастности к событиям в Донбассе, большой вклад в формирование которого внесли российские СМИ. Падение рубля, конечно, не прибавляет россиянам оптимизма, но все же утверждать, что вместо былой поддержки Донбасса в душе россиян воцарились тотальные равнодушие и страх, было бы несколько преждевременно.
Все это можно интерпретировать, как желание Москвы подтолкнуть де-факто отделившийся от Украины и политически независимый, но не признанный Россией Донбасс к реинтеграции с Киевом — разумеется, вовсе не на прежних условиях.
Собственно, это уже и происходит. «Мы готовы выстраивать с Украиной партнерские отношения, если она к этому готова», — об этом сказал во время краткого брифинга после церемонии инаугурации новоизбранный глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко. На вопрос о том, возможна ли личная встреча Александра Захарченко с Петром Порошенко, глава республики ответил: «Вы знаете, я могу с кем угодно встречаться, в том числе с Порошенко. Вопрос — готов ли он к этому. Возможно, ему надо еще немного подождать».
Действительно, Петр Порошенко, напомним, отменил свой же закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Однако это не помешало официальному Киеву уже объявить о своей готовности закупать у де-факто независимого Донбасса уголь.
Таким образом, сбываются прогнозы многих украинских и российских экспертов, утверждавших, что Москве не нужно не только присоединение Донбасса к РФ, о надежде на которое говорил в интервью после выборов глава ЛНР Плотницкий, но и превращение региона в де-факто независимое, но никем не признанное Приднестровье.
The Financial Times отмечает, что реальная цель Путина — превращение Украины из унитарного государства в федерацию. Вспоминая заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что украинские регионы должны иметь «широкие полномочия» для установления экономических и культурных связей с соседними странами», издание опасается, что не только Донбасс, но и многие другие русскоязычные регионы Украины завоюют огромную автономию от Киева и установят собственные двусторонние отношения с Москвой. Таким образом, полагает газета, Путин как бы приглашает Запад согласиться на фактический раздел Украины.
Политолог Михаил Погребинский называет происходящее «ползучей федерализацией». «Раз Донбассу можно получить нормальные европейские демократические права местного самоуправления, то почему галичанам или одесситам нельзя?», — рассуждает он.
Павел Кривошеев
Источник: rosbalt.ru