Руководству Пятой республики и всей государственной судостроительной корпорации DCNS можно только посочувствовать. Пожалуй, их пламенным желанием было бы волшебное исчезновение вертолетоносцев Мистраль из доков Сен-Назера, вместе с контрактами, штрафами, пенями, неустойками и двухсторонним международным давлением. Но чудес при многомиллиардных сделках ждать наивно, такой подарок не по силам всем Санта-Клаусам мира. Так что проблемы утопающей в море критики, в пучине долговых обязательств, в водовороте репутационного ущерба Франции придется решать самой Франции. И никому другому.
Долгоиграющий контракт на поставку авианесущих десантных кораблей универсального назначения для ВМФ России был заключен 17 июня 2011 года. Это было первое соглашение за последнее столетие, согласно которому крупные боевые суда для российского флота строились иностранным государством, причем входящим в НАТО. Это была первая крупномасштабная сделка с развитой страной Запада в области оборонного сотрудничества, совершенная после пресечения грузинской агрессии в Южной Осетии. Это был (и остается) беспрецедентный контракт как по сумме платежей за Мистрали и сложности его формулировок, так и по интеграционному сотрудничеству России и Франции. Да и споры о нужности/важности/ценности вертолетоносцев не утихают до сих пор.
С военно-технической точки зрения отсутствие подобных кораблей не нанесет ущерба обороноспособности России. Наличие двух крупных судов-доков, быстроходных и мобильных, с 16 вертолетами в составе каждого экипажа, не помешает океанским флотам РФ. Стоимость реализуемого контракта действительно высока для российского бюджета — более 1.2 миллиарда евро, что почти в два раза выше цены за аналогичные суда, уже бороздящие волны под флагом французских ВМС. Но в том-то и дело, что в солидную стоимость контракта были заложена масса нюансов. Еще до того, как на верфях были заложены сами Мистрали.
Во-первых, 220 млн. евро было уплачено французской стороне только за передачу и адаптацию технической документации под российские стандарты. Это боевые алгоритмы управления кораблем Zenith-9, система командного управления флотом SIC-21 и весь комплект конструкторско-технических нормативов. Суда «преткновения» были построены адаптированными именно под российское вооружение, от самих вертолетов и корабельных пушек до кабелей внутренней связи и характеристик резервных генераторов. С сохранением высоких достижений французской электроники и судоходства.
Во-вторых, кормовые части вертолетоносцев строились на балтийских верфях и транспортировались во Францию уже готовыми. При отказе от передачи Мистралей РФ корму следует отпилить и перевезти обратно в Россию.
В-третьих, такая же судьба ждет судовые коммуникации, крупнотоннажные лифты, трубо- и топливопроводы, разводку кабелей, слаботочные электронные схемы и всю сложнейшую начинку боевого корабля такого класса.
В-четвертых, установка вооружения на вертолетоносцы предусмотрена после их передачи российской стороне. В случае разрыва контракта ни Ми-8, ни Ми-28, ни Ка-27, ни Ка-52, ни корабельных пушек АК-630, ни зенитной артиллерии, ни противолодочных средств и т.д. на Мистрали установлено не будет. А других боевых компонентов на корабли «преткновения» установить невозможно по конструктивным и технологическим причинам (см. во-первых).
В-пятых, штрафные санкции за неисполнение контрактных обязательств могут стоить французской стороне до 3 миллиардов евро. Правда, судебные разбирательства по таким делам тянутся годами — но настороженные необязательностью французов клиенты потянутся к конкурентам куда быстрее, чем вращаются жернова правосудия.
Поэтому все многочисленные сообщения последних месяцев о попытках «пристроить» Мистрали другому владельцу стоит признать ярчайшими примерами недалекого популизма. Попыткой отстраниться от неизбежного соблюдения контрактных обязательств. С сентября французские власти никак не увидят условий для передачи боевых кораблей России — и никак не могут создать условия для их продажи кому-нибудь другому. Под красивой оберткой «диверсификации поставок» кроется банальное желание заработать политический капитал без ущерба для настоящего капитала.
Французский сенатор Хью Сегал предлагает Канаде купить вертолетоносцы, чем заслуживает всяческого поощрения в европейских столицах. Тем более что страна кленовых листьев затеяла масштабное перевооружение флота. К сожалению, канадцы традиционно обслуживаются на американских верфях — но шанс продать им фрегаты существует. За океан лично едет французский президент вместе с руководством корпорации DCNS, чтобы…выслушать совет продать Мистрали странам НАТО!
С такой инициативой выступили сразу восемь американских конгрессменов, причем в официальном письме на имя нового генерального секретаря альянса. В своем послании американские законодатели призывают НАТО выкупить или хотя бы арендовать корабли. Стыдливо умалчивая о распределении финансовых рисков, вложений и штрафов.
В штаб-квартире НАТО тоже сидят не начинающие бюрократы, а зубры параграфов и тигры казуистики. Там публикуют пресс-релиз, с краеугольной мыслью, что «вопрос должен решаться заинтересованными странами». То есть он относится к компетенции России и Франции, спасибо за разъяснение очевидного. После чего следует загадочная фраза: «НАТО рассчитывает, что взвешенное решение по данному непростому вопросу будет приниматься с обязательным учетом текущих отношений альянса с Россией». Так выпьем же за то, благодаря чему мы не смотря ни на что…
Французский же философ и частый гость евромайдана Б.-А. Леви и вовсе предложил…подарить корабли украинскому флоту, вопреки всем российским козням. Естественно, не задумываясь о средствах на оплату щедрого подарка и затрат на обслуживание новейших вертолетоносцев в ущерб ветерану подводного украинского флота «Запорожье».
Список идей и предложений «Что же Франции делать с Мистралями, дабы не отдавать их России?», можно продолжать долго. Но достаточно представить образ выпотрошенного судна с отпиленной кормовой частью, лишенного вооружения и авиации, с уникальной конструкцией всего внутреннего пространства — и вопрос продажи Мистралей «на сторону» отпадет сам собой. Как не имеющий адекватного ответа.
Можно не любить Россию и ее ВМФ, можно всячески препятствовать развитию России, лгать о ней и наносить ущерб по мере сил и интеллекта. Но покупать ни на что негодный судостроительный полуфабрикат не пожелала даже долларопечатающая держава № 1. Что уж говорить об остальных адресатах «диверсификации поставок». По мере угрозы личным средствам мотивация для русофобии слабеет, особенно когда угроза измеряется суммами со многими нулями. Ибо в итоге можно купить судоходный ноль без палочки.
Одностороннего разрыва контракта французской стороной ожидать опрометчиво. В нем имеется возможность отстрочить поставку вертолетоносцев еще на три месяца после контрольной даты 14 ноября. Франция использует эту возможность и отложит исполнение обязательств до конца зимы. Удовлетворившись показательным увольнением ответственного за проект сотрудника, который осмелился выслать приглашение на церемонию передачи судов представителям РФ. Как будто такие решения принимаются на уровне менеджеров среднего звена… В паузе на зимний период есть и свои плюсы.
За ее время второй корабль серии, под именем «Севастополь», будет готов к ходовым испытаниям. Первый «Владивосток» уже исследован российской командой из 400 моряков вдоль и поперек, как-никак полтора месяца в Атлантике. Похоже, что домой оба вертолетоносца пойдут вместе. Оно и правильно — у Владивостока и Севастополя теперь один дом и одна Родина.
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru