Как использовать африканский уголь против Арсения Яценюка.
В правительстве Украины коррупционный скандал — следователи Генеральной прокуратуры начали уголовное расследование злоупотреблений, связанных с поставками угля из ЮАР. Первым под удар попал министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, уже вызванный на допрос в прокуратуру. Однако, не исключено, что инициированное президентом страны Петром Порошенко расследование имеет цель ослабить позиции главы правительства Арсения Яценюка, с которым лидеру государства сегодня приходится вести переговоры по формированию парламентской коалиции и распределению квот в кабинете министров.
Уголовное дело было возбуждено после заседания Совбеза Украины 4 ноября по части 5 статьи 191 Уголовного кодекса Украины — по факту растраты в результате злоупотребления служебным положением. Выступая на Совбезе, Порошенко предположил, что африканский уголь закупают по цене, которая превышает рыночную. Украина подписала соглашение о поставке 1 миллиона тонн угля из ЮАР в августе (всего до конца года за счет импорта планируется приобрести 5,6 миллиона тонн). По словам Продана, цена угля составила 86 долларов за тонну (120-125 долларов, если приплюсовать расходы на транспортировку и НДС) — две партии к настоящему времени уже поступили в Украину. Необходимость обратиться к ЮАР связана с падением добычи угля и его доставкой из Донецкой и Луганской областей из-за боевых действий и, как следствие, сокращением запасов топлива на складах тепловых электростанций. Из-за войны на юго-востоке страны к настоящему времени прекратили добычу до 80 процентов всех украинских шахт.
Первыми на допросы в прокуратуру были вызваны руководители компаний «Укринтерэнерго» и «Центрэнерго». Сам Продан позже подтвердил, что его визит к следователям назначен на понедельник, 10 ноября. «Если у них вопрос к цене, то дешевле закупать уголь мы все равно не сможем, — заявил министр. — Если к качеству — то пусть проверяют. Доставка угля из ЮАР, конечно, недешевая (погрузка, перелет). Но добывать свой в достаточном количестве мы не можем (шахты на востоке захвачены). Можем покупать у России, но это вопрос политический, и дешевле, чем из ЮАР, он все равно не будет».
Судно с углем из ЮАР в Ильичевском порту, Украина Фото: Архип Верещагин / ТАСС
Вместе с тем, еще в сентябре было объявлено, что уголь у России Украина покупать все же будет, так как некоторые его марки есть только в РФ. Да и от угля, добываемого на территориях, подконтрольных самопровозглашенным Донецкой и Луганской народным республикам, Киев, похоже, отказываться не намерен. По словам Продана, речь может идти о закупках у государственных предприятий Донбасса — договариваться с самими сепаратистами власти не намерены. Первый заместитель министра Юрий Зюков при этом уточнил, что Украина готова купить 2 миллиона тонн добытого ранее донецкого угля, отгрузка которого была приостановлена из-за войны.
В этой ситуации контракт с ЮАР, как и ранее заявленные планы покупать уголь у Австралии и даже Новой Зеландии, изначально вызвал определенные вопросы: зачем нужен относительно дорогой уголь (цена российского — около 80 долларов за тонну), да еще завозимый с другого конца света? По оценкам украинского аналитика Юрия Корольчука, закупка 1 миллиона тонн угля в ЮАР нанесет ущерб бюджету Украины на сумму 400 миллионов гривен (около 27 миллионов долларов по нынешнему курсу). Если к этой сумме приплюсовать и дотации, которые государство продолжает выплачивать донецким шахтам, то убыток составляет уже миллиард гривен (около 70 миллионов долларов).
При этом сам Продан признает, что при покупке угля из России на тонне топлива удалось бы сэкономить «гривен 250-300, не больше». Но, с точки зрения министра, «это непринципиальная экономия, учитывая политическую ситуацию между нашими странами».
Так или иначе, если дело о поставках африканского угля наберет обороты и факты коррупции получат подтверждение, это сильно запятнает репутацию всего кабинета министров и его главы Арсения Яценюка, который в настоящее время пытается выстраивать свои отношения с президентом на равных. Такое положение дел вряд ли устраивает Порошенко, которому для проведения пакета реформ как воздух необходимы подконтрольный парламент и, следовательно, правительство. И «угольное дело» может послужить президенту веским аргументом в противостоянии с премьер-министром во время коалиционных переговоров.
Петр Порошенко и Арсений Аценюк на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины Фото: Женя Савилов / AFP
По состоянию на конец минувшей недели, как утверждал советник главы государства Николай Томенко, в коалицию теоретически могут войти 305 депутатов — от собственно пропрезидентского блока, «Народного фронта» Яценюка, объединения «Самопомощь», «Батькивщины» Юлии Тимошенко и Радикальной партии Олега Ляшко. Необходимое число мандатов для достижения конституционного большинства удалось набрать за счет мажоритарщиков. Только к фракции «Блока Порошенко», по словам соратников президента, готовы примкнуть 18 одномандатников.
В «Батькивщине» предполагают, что коалиция будет создана 21 ноября — в годовщину Евромайдана, который и привел к власти нынешнего президента и кабинет министров. Хотя в лагере Порошенко считают эту дату нереальной и сдвигают возможное подписание коалиционного договора на 1 декабря. Если верить Томенко, пока стороны достигли договоренности только по двум из семи разделов проекта коалиционного соглашения. О каких разделах идет речь, не уточняется.
При этом самых жарких дискуссий между потенциальными союзниками стоит ожидать уже после оформления большинства в Раде — именно тогда, по словам представителя «Блока Порошенко» Виталия Ковальчука, будут обсуждаться кадровые решения, в частности, распредление министерских портфелей. Вот тут Порошенко и пригодится история с углем из ЮАР, которой можно будет «запачкать» не только Продана, но и Яценюка, поколебав его твердокаменную уверенность в том, что именно «Народный фронт» выиграл парламентские выборы и теперь может диктовать свои условия президенту.
Источник: lenta.ru