Девятый пункт Минских соглашений обязывал стороны провести досрочные местные выборы в соответствии с законом Украины об особом статусе Донецкой и Луганской областей. Это была продуманная игра на реинтеграцию страны и прекращение кровопролития. Мятежным регионам предоставлялись расширенные полномочия, однако — в составе единого государства и в порядке, определенном законами Украины. Так называемые выборы (см. хронику «Новой»), состоявшиеся в ДНР и ЛНР в воскресенье 2 ноября, спустя неделю после общенационального дня голосования в Украине, продемонстрировали, что сепаратисты намерены саботировать мирные соглашения, подписанные ими же двумя месяцами ранее.
Выборы в органы самоуправления их не интересуют, они взяли курс на строительство декораций собственного государства. Фактически это означает отказ от взятых на себя обязательств по обеспечению перемирия.
Списать бои и жертвы последних месяцев только на атаки, якобы имевшие место со стороны украинской армии, уже не получится. Внутренняя политика мятежников говорит сама за себя.
Сепаратисты провоцируют Украину на начало второго этапа полномасштабной военной операции и рапортуют о своих обширных планах: «народные республики» в Мариуполе, Харькове, Днепропетровске. Все это, напомню, происходит на фоне новых сообщений западных военных о концентрации российских вооруженных сил у границы с Украиной и даже официальной просьбы главкома НАТО в Европе о предоставлении Пентагоном дополнительных сил для размещения на континенте. В эскалации заинтересованы и некоторые украинские персонажи: радикальная партия Ляшко заявила законопроект об отмене закона об особом статусе Донецка и Луганска, мотивируя это срывом договоренностей. В этих условиях в Киеве прошло заседание Совета национальной безопасности Украины.
Аналитики ожидали жесткой реакции Порошенко, вплоть до введения на Донбассе военного положения, — меры, которая давно обсуждается в украинском обществе и элитах.
Однако своим заявлением президент Украины вновь показал, что именно он является наиболее последовательным сторонником мира.
Говоря о военных планах страны, Порошенко заявил, что любым попыткам наступления сепаратистов вглубь украинской территории будет дан жесткий отпор. Украина не намерена отвечать военным наступлением на попытку мятежников провести собственные выборы. Если вспомнить о разгроме под Иловайском, возможно, это связано с тем, что у украинской армии нет для этого ресурсов, даже несмотря на многомесячную успешную оборону донецкого аэропорта.
Порошенко, не заинтересованный в войне, пригрозил ДНР и ЛНР экономическими мерами, напомнив, в частности, что Донецк и Луганск продолжают бесплатно получать из других украинских регионов электричество и газ. Тут он, по сути взял на вооружение ту же тактику, которая использует Запад против России. В России западные санкции, обвал рубля и резкое падение реальных доходов населения уже дало первый отрезвляющий эффект. Рекордные крымские рейтинги Путина начали падать, растет социальное недовольство, в Москве прошел крупнейший за десятилетие митинг бюджетников-врачей.
Экономическая ситуация в ДНР и особенно ЛНР гораздо более тяжелая и возможные последствия блокады со стороны Украины предсказывать трудно. Они могут как спровоцировать оставшееся население областей на противодействие сепаратистам, так и еще больше настроить жителей Донбасса против Киева.
Порошенко также призвал усилить контроль за буферной зоной, через которую, по его словам, в Украину попадают не только беженцы, но диверсионно-разведовательные группы. Он также заявил о готовности внести в Раду законопроект об отмене особого статуса двух регионов, но в отличие от «радикалов» Ляшко оговорился, что в случае договоренности о новых выборах в органы местного самоуправления Украины на территории ДНР и ЛНР в Киеве может быть принят новая версия такого закона. Порошенко надеется на вариант «специальной экономической зоны», которая будет ориентирована на сотрудничество и региональную интеграцию как с Евросоюзом, так и с Россией.
Выступление президента Украины, похоже, разочаровало лидеров сепаратистов, политическая жизнь которых грозит закончиться после завершения открытого конфликта с Киевом. Выборы в украинские органы местного самоуправления, т.е. выполнение Минских соглашений и принятого Радой закона, заставили бы сепаратистов либо интегрироваться в украинскую политическую жизнь на условиях амнистии, либо существовать в режиме двоевластия. В последнем случае структуры ДНР и ЛНР, их выборы с очень странными международными наблюдателями и предсказуемыми результатами, соседствовали с набирающей легитимность местной украинской властью. Проблема Минских соглашений состоит в том, что пункты протокола не оговаривали сроки реализации тех или иных решений, что сейчас развязывает сепаратистам руки и позволяет говорить о том, что они ничего не нарушали. Просто провели свои выборы раньше, чем те, что предусмотрены девятым пунктом договора.
Минские соглашения, скорее всего, исчерпали себя.
Порошенко не может до бесконечности придерживаться их в одностороннем порядке. Сепаратисты же демонстрируют, что они в сохранении status quo не заинтересованы, им нужно политическое или военное наступление на Киев. Принципиальный вопрос сейчас заключается в том, будут ли найдены новые пункты для хотя бы хрупкого и временного “согласия”. Смогут ли стороны найти причины для того, чтобы не воевать снова. Поисками причин занят Киев, Донецк не желает этого замечать.
P.S. На момент написания этого текста многочасовое заседание СНБО в Киеве еще продолжалось. На повестке вопрос об отмене закона об особом статусе Донецка и Луганска. О новой большой войне, к счастью, речи пока нет.
Кирилл Мартынов
Источник: novayagazeta.ru