Стивен Эмерсон — американский журналист, эксперт по вопросам национальной безопасности, терроризма и исламского экстремизма, а также глава базирующейся в Вашингтоне организации «Исследовательский проект по вопросам терроризма» (Investigative Project on Terrorism) опубликовал в конце прошлой недели в израильской газете «Исраэль ха-йом» («Израиль сегодня») сенсационное расследование, касающееся одного из трагических эпизодов летней войны Израиля с ХАМАСом.
В ночь с 19 на 20 июля во время боя в восточном квартале Газы Саджаие пропал без вести старший сержант Орен Шауль. Вскоре террористы ХАМАС заявили о захвате солдата в плен и выставили на его личной странице в социальной сети «Фейсбук» фотографию его военного жетона. Специалисты израильских спецслужб предположили, что контроль над страницей в социальной сети мог быть осуществлён через мобильный телефон военнослужащего, который тот вопреки инструкции не сдал в начале операции.
Выяснив, откуда произошло подключение к «Фейсбуку», вероятно можно было бы обнаружить место, где скрывались террористы, а возможно, и где был спрятан сам солдат или его тело. Израильские разведчики обратились к коллегам в ФБР с просьбой предоставить информацию с серверов «Фэйсбука». ФБР, в свою очередь, передало запрос в министерство юстиции США.
Однако в ответ было заявлено, что удовлетворение просьбы возможно лишь в соответствии с договором о взаимной правовой помощи между государствами (MLAT), требующим длительной бюрократической процедуры и использующемся не в срочных случаях. И хотя очевидно данная ситуация требовала немедленного решения, чиновники министерства помочь отказались. Ещё через 5 дней израильские спецслужбы пришли к выводу, что солдат Орен Шауль погиб.
В ходе своего расследования Эмерсон получил свидетельства, данные высокопоставленными чиновниками министерства юстиции США на условиях анонимности о том, что требование предотвратить передачу данных от ФБР израильским коллегам поступило из офиса Генерального прокурора США Эрика Холдера.
По мнению Эмерсона, даже если указание пришло не от Холдера, то отдать его мог лишь тот, кто занимает достаточно высокий пост в администрации США…
Отказ помочь Израилю не нес в себе ни малейшей выгоды для США. Это было нанесение ущерба Израилю в чистом виде. Подобную беспричинную подлость Израиль мог бы вполне ожидать от враждебных или, по крайней мере, недружественных стран, но не от администрации, которая раз за разом заявляет о своей приверженности общим интересам США и Еврейского Государства.
В схожем ключе прозвучало и заявление Госсекретаря Джона Керри, сделанное им в четверг. В очередной раз посетивший на прошлой неделе Ближний Восток, Керри озвучил логическую конструкцию, которой, по его словам, поделились с ним все без исключения региональные лидеры.
Оказывается, именно продолжающийся конфликт между Израилем и арабами порождает гнев арабской улицы и тем самым стимулирует поддержку террористов исламского государства. Кто бы сомневался, что лидеры арабских государств, не сумевшие уничтожить Еврейское Государство в полудюжине войн, десятках военных операций и тысячах терактов, готовы теперь обвинять именно Израиль во всех своих бедах.
Имей госсекретарь хоть толику порядочности, он бы напомнил, что с момента своего возникновения, Израиль ради достижения мира соглашался на все возможные компромиссы, но неизменно получал отказ от арабских соседей, поставивших своей целью его уничтожения.
Однако Керри, наоборот, умудрившись, таким образом, хоть и косвенно, но обвинить Израиль в возникновении и усилении террористического халифата, в очередной раз призвал к созданию «двух государств для двух народов». Естественно Госсекретарь не стал напоминать, что единственным препятствием на пути к достижению договоренностей было и остается непоколебимое желание арабов создать свое государство не рядом с Израилем, а вместо него.
Символично, что свой призыв Керри озвучил на официальном мероприятии Госдепартамента, посвященном мусульманскому празднику Ид аль-Адха, отмечающему конец хаджа и известному также как Праздник жертвоприношения. Может быть, Госсекретарь хотел намекнуть на необходимость принести в жертву Израиль?
Уже на следующий день, правильно уловивший политическую конъюнктуру Махмуд Аббас, отреагировал призывом запретить
«израильским поселенцам» (эвфемизм для обозначения еврейских жителей Израиля) осквернять Храмовую гору, являющуюся «мусульманской святыней». Характерно, что ни сам Госсекретарь, ни его госдепартамент не нашли нужным осадить лжеца соответствующим заявлением.
Лицемерное выступление Джона Керри прозвучало буквально на следующий день после серии интервью израильским СМИ, сделанных в канун еврейского праздника Симхат Тора министром обороны Израиля Моше Яалоном.
В команде Биньямина Нетаниягу Яалон, как правило, озвучивает то мнение израильского правительственного кабинета по поводу ближневосточной деятельности администрации Обамы, которое сам премьер не может себе позволить произнести.
В прошлом Яалон уже называл попытки Керри вынудить Израиль пойти на уступки Аббасу «палестино-американской аферой», а самого госсекретаря охарактеризовал как человека обладающего «необъяснимой одержимостью».
На этот раз израильский министр обороны объяснил в своих интервью, что поскольку «арабы скорее заняты попытками разрушить еврейское государство, нежели создать своё», то больше, чем на демилитаризованную автономию, воздушное пространство которой будет находиться под контролем Израиля, арабам рассчитывать не стоит. По той же причине министр озвучил как реальную цель не окончание конфликта, а лишь способность управления им.
Таким образом, Яалон на этот раз даже предвосхитил заявления Керри по поводу необходимости возобновления усилий по созданию нового арабского государства за счёт Израиля. Что касается инсинуаций о косвенной ответственности Еврейского Государства за успехи халифата, Яалон, видимо, просто не мог предположить, что фантазии Госсекретаря зайдут так далеко.
Впрочем, прагматичный министр обороны Израиля не ограничился только словесными пикировками с неутомимым Госсекретарем. В конце недели израильский военный обозреватель Амир Раппопорт сообщил, что Израиль приступил к сокращению зависимости от США в вопросах вооружений.
Речь идет о частичной замене американских ракет «Хеллфайер» и «умных» бомб израильскими аналогами и переносе на первом этапе, по крайней мере, одного из совместных оборонных проектов целиком на территорию Израиля.
Предпочитая американским вооружениям продукцию отечественных концернов, Израиль будет вынужден нести значительно большие финансовые расходы на оборону, чем прежде, когда часть затрат покрывалась из финансовой помощи США.
Однако подобное решение стало неизбежным после того, как Барак Обама, этим летом остановил своему ближайшему союзнику в разгар военных действий против террористов ХАМАСа все поставки оружия.
Таким способом президент США, видимо, либо намеревался вынудить Израиль пойти на уступки, либо демонстрировал свое отношение к руководству Еврейского Государства. Так или иначе, но предательство Обамы научило Иерусалим тому, что в вопросе подобной важности не стоит полагаться на нынешнюю вашингтонскую администрацию.
С тех времен, когда только что созданное Еврейское Государство не могло выстоять без иностранной поддержки, оно стало значительно богаче и технически куда более развито. Теперь Израиль может позволить себе постепенный, но последовательный отказ, как от американской военной помощи, так и от финансовой зависимости в целом.
Это, безусловно, долгий, но положительный процесс.
Согласно известной фразе лорда Пальмерстона у стран нет ни постоянных врагов, ни вечных друзей и неизменны лишь государственные интересы. Но в то же время, симпатии связывающие американцев и израильтян существуют. Происходят они не столько из-за влияния еврейских лобби или убеждений протестантских общин, сколько из осознания созидательной и наиболее мотивированной частью как жителей Израиля, так и США общих нравственных императивов, включая и приверженность к демократическим свободам.
И потому, со временем, когда про Барака Обаму забудут, как про дурной сон, израильтянам и жителям США будет тем легче развивать дружеские отношения, основанные на взаимном уважении, общности интересов и целей, чем меньше они будут обременены финансовой зависимостью одной страны от другой.
Александр Непомнящий
Источник: evreimir.com