Грузинская мечта — начало политической драмы

Сцена грузинского политического театра предлагает мировой общественности свою традиционную драму, благодаря которой Грузия вновь может оказаться на передовых страницах мировых СМИ.

Действующие лица как и в других аналогичных постановках стараются: кто расширить свою власть; кто прикрыть свои действия примкнув к другой силе; а кто воспользоваться расколом в стане оппонента для политической победы над ним.

Театральные критики и аналитики, получив новый повод «потолочь воду в ступе» и заявить о своей значимости, опережая друг друга, как и сами события, стараются сделать ставку на тот или иной сценарий из всех возможных, в уже вновь обретшей свой привычный облик «закавказской потемкинской деревне».

Репертуар сценариев как всегда не богат.

Одним из наиболее популярным из них грозится стать «План Запада».

На фоне убедительной победы «ястребов-республиканцев» в США и «беспомощного трепыхания» «народного единства» в России, паническая реакция мечтательного правительства Грузии (которая становится ее исторической идентификационной карточкой), раскрывает неподготовленность политического руководства к такой картине.

В поддержку этой версии может послужить логическая цепочка: консультации министерства обороны и МИД Грузии с главами НАТО, Пентагоном и другими ведущими западными институтами — на площадках последних переговоры бывшего президента Грузии с прозападно настроенными лидерами правящей партии — планы по углублению сотрудничества с НАТО и построение мощной оборонной инфраструктуры в Грузии — победа «ястребов» республиканцев в Конгрессе США — и «бунт» прозападных сил против аморфной политики «грузинской мечты».

Также надо помнить о многократных заявлениях правящих кругов о готовящемся против них заговоре.

В случае правдивости этой версии в ближайшее время можно ожидать полную консолидацию прозападных сил в Грузии, досрочные парламентские выборы и недоверие правительству, и в конечном итоге крах «Грузинской мечты» и ее идеологов.

Если сторонники «Западного Плана» объективны в своих оценках, то на международной арене начнется давление на российское руководство по всем фронтам. А именно: переворот в Сирии; договор с Ираном или давление на него при помощи Турции-Азербайджана и арабо-сунитских государств; вытеснение российской политики с Кавказа — создание системы ПВО и иной инфраструктуры в Грузии, переговоры с Арменией; давлениеуступки и соглашение с Китаем против российского руководства; военная поддержка Украины и Молдавии; дестабилизация ситуации в самой России и в ее регионах.

Не менее популярным окажется сценарий «рука Кремля».

«Трепыхание народного единства» в России может стать отправной точкой полномасштабной интервенции кремля на пост-советское пространство.

Эту версию будут «педалировать» прозападно настроенные исследователи. Ведь стечение таких обстоятельств как: введение войск на Донбасс; подписание соглашения с Абхазией; заявления так называемых политических сил, так называемой Южной Осетии, о территориальных претензиях к Грузии; активизация российской агентурной сети в Грузии; непонятные действия правительства Грузии как в сфере «риторики», так давление на Министерство обороны; отмена запрета на въезд граждан иностранных государств настроенных на подрыв государственности Грузии, все это может оказаться верхушкой айсберга сговора между теми кто управляют политическим процессом в Грузии и российскими стратегами.

В этом случае политический кризис Грузии завершится возвращением правительства 2012-2013 г., полностью уничтожением прозападных политических сил в грузинских институтах власти и вооруженных силах. Эти процессы будут сопровождаться напряженностью на границах оккупации Абхазии и Шида Картли; расторжением соглашения с НАТО и ЕС; вступлением Грузии в СНГ и ОДКБ; возвращением российских военных баз в Грузию и полномассштабным вторжением российских войск на Украину и Молдавию.

Менее популярным, но более вероятным сценарием является внутриполитический конфликт амбициозных и эмоциональных грузинских политиков. Сторонники этой версии событий будут акцентировать внимание на однотипность всех властей в Грузии; которые не умеют вести демократический диалог не только с оппозицией, но и со своими соратниками; которые всегда стараются расширить границы и масштабы своей власти; и которые ради своих личных амбиций и выгод могут идти на сговор с любой политической силой, даже самой враждебной, предавая бывших партнеров.

Стоит отметить, что политика развращает людей, а политика в Грузии развращает людей абсолютно. Грузинской мечтой, впрочем как и мечтой большинства политиков в мире, всегда являлось — дорваться до кормушки и безнаказанно ее использовать в полной мере.

На фоне мизансцены с противодействием двух институтов власти Парламента и Президента, внутрикоалиционная борьба двух партий не является удивительной. Однако, если институт президентства скован Конституцией, и у него нет особо больших возможностей для маневров, публичные политики и партии более мобильны и изощрены. В их арсеналах огромный потенциал контрмер, игр на опережение, наличие фактов закулисных незаконных сделок и подковерных игр. Они намного опаснее.

Сторонники этой версии могут приводить и другой аргумент — тотальное преследование популярных политиков вне зависимости от принадлежности к какому бы то ни было политическому лагерю и оттеснение всех других лиц от «перстня того, кто сидит в колбе».

В случае если ситуация сложилась исключительно в результате амбиций правящего субъекта, то интрига пьесы вполне может разрешится и путем примирения сторон, посредством некоей третьей силы-медиатора, обладающей ресурсами для убеждения всех действующих лиц. Если конечно инстинкт самосохранения возобладает над нервозностью, раздражением и гневом убежденных в вечности своей власти и неуязвимости, находящихся в конфронтации властвующих субъектов.

Четвертое направление будет основываться на ситуативном подходе.

То есть все события имеют логику совпадений, случайных стечений обстоятельств, которые требуют от действующих лиц определенной реакции и конкретных действий. И в этом случае последствия могут быть непредсказуемыми. Они могут стать трагедией для всей Грузии. Если нет никаких «продуманных планов», то все заинтересованные стороны вынуждены будут действовать на опережение, и Грузия в одночасье может превратиться во второй активный фронт противодействия России с Западом.

Отходя от журналистского стиля изложения политического кризиса в Грузии, надо отметить, что независимо от того какой сценарий разыгрывается в Грузии, грузинская общественность не должна допустить очередных манипуляцией собой. Конечно современные технологии позволяют власти моделировать реальность и мобилизовать общественные массы в своих интересах, как это делается в России. Но грузинское общество должно сейчас доказать, доказывать и впредь, что оно действительно достигло того уровня демократии и мудрости, который позволяет согласится с тем, что на Южном Кавказе функционирует подлинное суверенное государство, со своей культурой, со своей уникальной социальной структурой.

Если в гражданском обществе не произойдут кардинальные изменения в сторону создания единого организма для контроля за властью; в сторону создания самоуправления неподверженного государственному давлению, заказу и манипуляции; в сторону самоконтроля и повышения ответственности за формирование качественного социального капитала, то политический театр вновь сможет прикрывать темные схемы распила бюджета: посредством бесплатного здравоохранения; секретными военными соглашениями; затратами на строительство инфраструктуры; непонятными махинациями в сфере образования; тайными соглашениями с транснациональными корпорациями и политическими элитами сопредельных государств; подставными тендерами и всеми теми способами, которые придуманы в более развитых и экономически могущественных государствах и которые внедряются повсеместно.

Если общество не дойдет до осознания того, что модернизация страны это не только и нестолько модернизация государства, сколько модернизация общества, ответственного за свое будущее, общества трудолюбивого, которое само создает себе трудовое место и экзистенциальный смысл, а не ждет подачки от кого то, то не будет иметь никакого значение под диктатом какого «зонтика» будет «жевать попкорн» общество театральных зрителей, билет которым оплатила та немногочисленная каста налогоплательщиков, которым нет ни времени, ни дела до театров и низкопробных спектаклей.

Зураб Бежанишвили

Источник: inosmi.ru

Author: admin

Добавить комментарий