Сергей Гуркин: за что Франциск отчитал евродепутатов

Во вторник, 25 ноября, папа римский Франциск выступил перед Европарламентом и Советом Европы. Главы католической церкви приезжают в Страсбург очень редко. В последний раз перед евродепутатами выступал еще Иоанн Павел II в 1989 году. Но визит папы Франциска едва ли можно считать жестом его расположенности к евробюрократии. Судя по тому, как проходил визит и что папа говорил, как раз наоборот.

Франциск провел в Страсбурге менее четырех часов, за это время успел сказать две речи (в Европарламенте и Совете Европы) и провести несколько встреч тет-а-тет. Визит стал самым коротким в истории Ватикана. На дипломатическом языке жестов это означает, мягко говоря, отсутствие большой симпатии.

Большинство инициатив еврочиновников в социальной сфере встречается католической (как и православной) церковью в штыки. Это касается и темы эвтаназии, и темы однополых браков, и темы «сексуального просвещения» в школах и многого другого. Время от времени Ватикан считает нужным выступать с краткими заявлениями и констатировать, что политика Евросоюза расходится с христианскими ценностями, с подлинными потребностями человека и со здравым смыслом.

Не было евросимпатий и в сегодняшних выступлениях главы католической церкви, особенно в той речи, что была произнесена в Европарламенте. Разумеется, папа говорил мягко и дипломатично (не считая фразы о том, что Европа больше не является центром мира). Но в сухом остатке — он подверг критике политику Евросоюза, не сочтя нужным похвалить ни одну из ее сторон. Эти стены давно не слышали критики в таких объемах. Все сильные стороны ЕС, которые упоминал Франциск, были в будущем времени — у Евросоюза, мол, есть возможность вернуться к своим корням и обратить свои минусы в плюсы.

Корням (о которых ЕС забыл) была посвящена немалая часть речи. Под корнями подразумевались, как это называют в России, традиционные ценности — и в области морали, и в области политики. Тот, кто утрачивает связь с жизненными корнями, становится стареньким и бесплодным — именно такие эпитеты использовал Франциск, описывая, как выглядит ЕС со стороны. Политика Евросоюза, по его словам, является формальной, поверхностной и бесплодной — и в результате люди смотрят на ЕС с недоверием. В Евросоюзе продолжают говорить о правах человека (и правильно делают), но забыли о том, что такое человек, — и защищают только внешние его стороны, защищают каждого поодиночке (не защищая, например, семью). В результате такого искажения самые добрые намерения не приносят никаких добрых плодов, а то и приносят плоды негодные, продолжил Франциск. Бюрократам и депутатам следует вспомнить о сути человека, иначе их усилия так и будут бесплодными.

Другим следствием такой политики становится одиночество, которое папа назвал главной болезнью Евросоюза. Если власть последовательно защищает «индивидуальные» права человека, не защищая «надиндивидуальные» (прежде всего семью), рано или поздно это приводит к серьезным проблемам. Кроме поверхностности и индивидуализма, другой ключевой проблемой европейской политики глава католической церкви считает чрезмерное внимание к технологиям и экономическим показателям и недостаточное — к людям. Западная цивилизация совершает грубейшую ошибку, путая цели и средства. Предметы потребления перестают быть средствами и становятся самоцелью, а люди становятся средствами для создания этих продуктов, «винтиками в машине, товарами в магазине».

Евросоюз увеличивается в размерах, но чем больше он увеличивается, тем меньше его граждане чувствуют заботу о себе, отметил Франциск. Евробюрократы заботятся о формальностях, рынках и технологиях, но не о людях. И это — принципиальный дефект сложившейся системы.

Отдельной критики удостоилось стремление Евросоюза к всеобщей унификации — стремлении навязать всем и повсюду свои правила, политические, экономические и культурные. Когда создавался Евросоюз, его основатели хотели достичь единства. Но унификация не только не заменяет единства — она мешает ему. Вместо того чтобы способствовать солидарности и развитию разных даров, унификация давит, как каток. В качестве метафоры подлинного единства Франциск упомянул семью, в которой каждый может быть самим собой, не переставая быть частью целого. Сейчас же в европейской «семье», по его мнению, ничего подобного нет.

Место для оптимизма в речи главы католической церкви тоже нашлось. Он призвал Евросоюз в целом и европолитиков в частности вернуться к своим подлинным корням и думать о человеке полноценно, не сосредотачиваясь только на внешних индивидуальных правах и на экономической эффективности. Если это будет сделано, Евросоюз снова может стать знаком надежды для мира, сказал папа; если нет — она рискует «потерять свою душу».

Текущие политические баталии папа в своей речи почти не упоминал. Это стало очередным разочарованием для «партии войны», которая с самого начала событий в Киеве разными способами пыталась выудить из Франциска слова о поддержке «новой украинской демократии». Но ничего подобного глава католической церкви так и не произнес. Напротив — в единственном политическом выступлении по данному вопросу госсекретарь Ватикана Пьетро Паролин заявил, что католическая церковь призывает прислушаться к обеим сторонам конфликта. То есть не только к западу Украины, но и к ее востоку.

Один намек на текущую политическую ситуацию, впрочем, был папой дан. Описывая ситуацию, которая сложилась в Европе после падения «железного занавеса», Франциск отметил, что политики должны служить всем народам (в том числе и «не своим»), а не только все время что-то требовать от них, как это происходит сейчас. И что в бывшем оппоненте следует видеть брата, которого ты должен обнять, а не врага.

Сергей Гуркин

Источник: regnum.ru

Author: admin

Добавить комментарий