Автоматизация риэлторского бизнеса

Что такое мультилистинг, за что на него возлагают большие надежды и почему он не работает. Каждый, кто занимался автоматизацией агентства недвижимости, так или иначе сталкивался с МЛС. Мультилистинг (МЛС, multiple listing system/service, MLS) — это информационная система, объединяющая предложения разных агентств недвижимости.

Первые МЛС возникли в конце XIX в. в США и сейчас наиболее распространены в Северной Америке и Европе. Как правило, работа МЛС регламентируется местными национальными ассоциациями риэлторов. Теоретически, МЛС выгоден всем участникам рынка. Упрощается поиск объектов и уменьшается время экспозиции. Покупатели получают доступ к актуальным предложениям. Агенты ищут не клиента, а другого агента с которым в результате сделки делят комиссию. У риэлторов мультилистинг ассоциируется с цивилизованным рынком, на котором издержки меньше, а прибыль — больше. Общепринято, что распространение МЛС — очевидный путь развития рынка недвижимости. В идеале, в МЛС должны участвовать все агентства недвижимости. Единственная проблема отечественного мультилистинга в том что он просто не работает. Первый фактор неудачного внедрения МЛС — замена причины следствием. Важно понимать, что МЛС — следствие цивилизованного рынка, а не его причина.

В США рынок недвижимости, чётко формализован законодательством, правилами ассоциаций риэлторов и историей своего развития. Нельзя запустить систему, которая за одну ночь изменит отношения на нашем рынке недвижимости: ожидания клиентов и их отношение к риэлторам, взаимоотношения риэлторов между собой, их приёмы работы. Второй фактор — это отношение к МЛС, как к базе данных. В некоторых случаях необходимо администрирование баз данных. На самом деле мультилистинг — это концепция взаимодействия участников рынка. Конкретные программные решения лишь автоматизируют это взаимодействие. Множество разработчиков считают мультилистингом простое объединение всей информации в одной базе объектов, но далеко не все агентства согласны участвовать в таком объединении. Третий фактор — жёсткая структура системы под которую агентства вынуждены адаптироваться. Но каждое агентство индивидуально и не все могут подстроиться под одинаковые требования. Одно дело, когда ты выходишь на рынок, где МЛС является стандартом де-факто: тут волей-неволей придётся строить свою работу вокруг этой системы. Совсем другое дело, когда нужно ломать внутренние порядки безо всяких гарантий. Одна из следующих заметок будет посвящена разработке жизнеспособной МЛС.

Author: admin