Разгром под Ровно: крупнейшее поражение советских мехкорпусов в Великую Отечественную
В истории Великой Отечественной войны было много славных страниц. Про выигранные сражения написано немало книг, сняты фильмы. Но есть такие битвы, о которых мы стараемся не вспоминать. Одна из них произошла на Западной Украине в конце июня 1941 года.
Контрудар по немцам
Спустя день после начала войны 1-я танковая группа генерала Эвальда фон Клейста пробила серьезную брешь в советской обороне между Владимир-Волынским и Червоноградом. Вермахту открывался прямой путь на Луцк, Ровно, а затем на Житомир и Киев.
Командование Юго-Западного фронта приняло решение перейти в контрнаступление. Сил для этого было достаточно: несколько механизированных корпусов (8-й, 9-й, 15-й и другие) общей численностью около 3700 танков должны были ударить по флангам группировки Клейста.
Немцы же располагали на этом направлении 800 танками. Таким образом, Красная армия имела более чем четырехкратное превосходство над врагом. Общее же количество техники, участвовавшей в сражении, составило 4500 единиц, что делает его одним из крупнейших танковых битв в мировой истории.
В успехе наступления не сомневались ни в Ставке Главного Командования, ни в руководстве фронта. В победе был уверен и Георгий Жуков, который принимал непосредственное участие в планировании и реализации операции.
В наступление
Сражение началось 23 июня. Части 22-го мехкорпуса атаковали немцев к северу от Владимира-Волынского, но напоролись на противотанковую артиллерию Вермахта и отошли. В свою очередь, 19-й корпус смог прорвать позиции 11-й танковой дивизии немцев, но в результате контрударов также отошел на исходные позиции.
В первые дни ситуация была очень неопределенной. Тактического успеха добивалась то Красная армия, то Вермахт. 25 июня 15-й корпус РККА атаковал врага на реке Радоставка, смог продвинуться вперед, однако немцев вновь спасла артиллерия. Советские войска отступили и стали охватывать противника с флангов.
Медленно, но верно
На четвертый день Красная армия продолжила прогрызать оборону немцев и смогла отбросить врага в среднем на 30 километров. 26 июня с юга и севера на немцев обрушилось шесть механизированных корпусов. Стояла задача подрезать фланги Вермахта, окружить и уничтожить группу Клейста.
Больше всех продвинулся 9-й корпус. Он смял позиции 13-й дивизии Вермахта, взял несколько сотен пленных. Казалось, победа близка. Однако несогласованность действий сыграла с Красной армией злую шутку. Вермахт, используя господство в небе, сначала остановил советские войска, а затем заставил их отступить к Ровно. От ударов авиации потерял множество танков и артиллерии 19-й корпус РККА.
В то же время отряды 8-го корпуса под командованием генерал-лейтенанта Николая Попеля нанесли неожиданный удар по 11-й дивизии немцев к юго-западу от Ровно. Удалось захватить несколько десятков танков врага. Однако и здесь Красной армии вскоре пришлось отступить.
Горечь поражения
Израсходовав к концу 29 июня силы для наступления, части Красной армии были вынуждены перейти к обороне. Перегруппировавшись, немцы силами нескольких дивизий пошли в атаку на группу Попеля. На советские войска обрушилась артиллерия и авиация.
Вермахт обошел отряд Попеля, занял Броды и Буск. Многие подразделения Красной армии к тому моменту уже были разгромлены или попали в плен. Исправных машин с каждым часом было все меньше, сказывалась нехватка боеприпасов и горючего.
30 июня все было кончено. Уцелевшие советские части пробивались с боем на север и восток – к Луцку и Ровно. Там они занимали оборонительные позиции, закрывая направление на Киев.
В этом сражении Красная армия потеряла большую часть танков Юго-Западного фронта – около 2500 единиц. Вермахт же не досчитался 186 машин.
Причины неудачи
Красную армию подвела нехватка взаимодействия между частями и рассредоточение сил на огромном участке фронте. Часто танки действовали без поддержки пехоты и артиллерии. Сыграло свою роль и практически полное отсутствие авиации, значительная часть которой была уничтожена на аэродромах в первые часы войны.
Немало хлопот советским войскам доставила полевая артиллерия Вермахта. Средний танк Т-34 и тяжелый КВ, в принципе, справлялись с ее ударами. А вот для легких БТ и Т-26 залпы немецких пушек стали роковыми: машины не просто останавливались, объятые пламенем, но и разрушались от попадания снарядов.
Кроме того, свою роль в поражении Красной армии сыграл недостаток опыта у советского. Вермахт же получил большой опыт в использовании механизированных частей на полях сражений в Польше и Франции.
Несмотря на поражение, наши войска сумели задержать наступление противника на Киев. При этом немцам пришлось снять часть сил с московского направления.