Кунсткамера в Санкт-Петербурге: самые шокирующие факты

Кунсткамера в Санкт-Петербурге: самые шокирующие факты

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

«Печать Антихриста»

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» — «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйша. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился обозревать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов способны отделяться от предметов и самостоятельно передвигаться по залу…

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать платы за вход и к тому же подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет «зеленого змия», то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе заговорили о том, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Живые экспонаты

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова. Ему приставили другой череп. Но с тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную важнейшую часть тела…

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По преданию, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку…

Экспонаты, приносящие несчастье

Существуют предания о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там якобы есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но порой вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого всегда умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Рассказывают, что один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой. Наутро за дверью кладовки никого не оказалось, а кошачья статуэтка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры хранились два стеклянных сосуда со спиртовым раствором, в котором плавали человеческие головы. Одна из них принадлежала мужчине, другая – женщине. Мужчиной якобы был чиновник и бывший любовник Екатерины I Виллим Монс, казненный Петром I, а женщиной – экс-фаворитка Петра I Мария Гамильтон. Казнили ее за то, что она убила собственного ребенка, рожденного ею, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Также выяснилось, что Гамильтон, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности…

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были извлечены оттуда и захоронены по приказу Екатерины II.

Author: admin

Добавить комментарий