Визуализация нового Дворца-музея в Гонконге, спроектированного архитектором Рокко Имом. Фото: Hong Kong Palace Museum
Планируется, что в середине 2022 года гонконгский Гугун — Дворец-музей — представит публике около 800 предметов, которые считаются национальным достоянием Китая. Однако, по словам директора нового музея, его не следует воспринимать как филиал всемирно известного «Запретного города» в Пекине. «Мы не собираемся строить еще один Гугун. Напротив, хотим воспользоваться возможностями Гонконга, чтобы по-новому интерпретировать коллекции древностей», — говорит опытный арт-менеджер Луис Нг.
Проект гонконгского музея императорской эпохи добавили в состав финансируемого государством культурного округа Западный Коулун одним из последних. Он откроется после музея современной визуальной культуры M+, который должен распахнуть двери уже в этом году.
Дворец-музей откроется после музея современной визуальной культуры M+, который должен распахнуть двери уже в этом году. Фото: Hong Kong Palace Museum
О планах строительства Дворца-музея стало известно в декабре 2016 года, когда был подписан договор между Западным Коулуном и пекинским «Запретным городом». Благотворительный фонд Гонконгского жокей-клуба пожертвовал 3,5 млрд гонконгских долларов ($450 млн) на оплату всех капитальных затрат, включая разработку дизайн-проекта.
Сделка сразу же вызвала подозрения из-за отсутствия прозрачности. В ответ руководство культурного района заявило, что по соглашению сторон договор изначально не должны были предавать огласке. Государственные ограничения на обмен экспонатами с музеями за пределами материкового Китая пришлось ослабить, чтобы предметы из Пекина могли привозить в Гонконг на более длительный срок.
Процесс строительства Дворца-музея. Фото: Hong Kong Palace Museum
Здание для нового музея строится по проекту местного архитектора Рокко Има. Выставочная площадь гонконгского Гугуна составит около 7,8 тыс. кв. м. Основная экспозиция будет регулярно меняться, что связано с требованиями реставраторов. При этом ежегодно планируют проводить три тематические выставки. Одна из первых, которую курирует дизайнер Стэнли Вонг, предполагает диалог между ремеслами эпохи правления династии Цин и современным дизайном. В другой экспозиции — о конном спорте и верховой езде — изображения лошадей в китайской культуре будут сопоставлены с картинами из парижского Лувра. «Мы не просто выставляем предметы искусства и не копируем Гугун в Пекине, мы хотим представить новую, современную интерпретацию китайской культуры», — настаивает Луис Нг.
Помимо Пекина, свой национальный дворец-музей есть и в тайваньском Тайбэе. Там хранится внушительная часть сокровищ Китайской империи, которые были вывезены Чан Кайши с материка на остров во время гражданской войны в 1940-х годах. Пока новый гонконгский музей не планирует обменов с тайбэйской институцией, у которой очень строгие правила относительно выдачи экспонатов. Однако, по словам Нга, они изучают другие возможности сотрудничества.