Василий Клюкин. Фото: из архива художника
В далеком 2009 году, достраивая небоскребы Москва-Сити, совладелец «Совкомбанка» Василий Клюкин не предполагал, что этот сложный бизнес-проект станет его первым шагом по пути к международному признанию в качестве скульптора…
Осенью 2020 года лондонская Simon Lee Gallery (с 1 октября представляющая скульптуры Клюкина на постоянной основе) показала его работы на двух московских площадках: ярмарке Cosmoscow в Гостином Дворе и на персональной выставке «Теория обратного взрыва» в «Барвиха Luxury Village».
Одновременно с большим успехом прошла лондонская выставка работ Клюкина The Mind Port. Созданная им в 2017 году скульптура Golden Madonnina стала официальной наградой Миланской недели дизайна. Только за последние два года на международных благотворительных аукционах, организованных amfAR, ЮНИСЕФ, Фондом Леонардо Ди Каприо и Фондом принца Монако Альберта II, были проданы 15 скульптур Василия Клюкина — в общей сложности на $3 млн.
Василий Клюкин. Экспозиция In Dante veritas в Art Panorama Inferno. 2020. Фото: из архива художника
…Московские небоскребы были благополучно достроены, и увлекшийся разработкой архитектурных концепций Клюкин опубликовал все придуманные им проекты на страницах роскошного альбома Designing Legends. Презентация альбома принцу Альберту II сопровождалась представлением скульптурной группы Dream City и привела к реализации строительного проекта в Монако. А 12 мини-небоскребов Dream City, которые из бронзы и пластика сделал Клюкин, были уже скорее скульптурами, чем прозаическими макетами.
Скульптура, конструирование, путешествия, архитектура, собственный литературный проект — за пределами его бизнес-интересов слишком много возможностей, от которых не хотелось отказываться. Поэтому решение выйти из бизнеса было совершенно осознанным (сам процесс выхода занял около десяти лет). Сегодня на первом плане — Василий Клюкин-скульптор и его художественные эксперименты.
Василий Клюкин. C11.H15.NO2 (Serenity). Из серии Crypto. 2016. Фото: из архива художника
Искусство было привычной частью жизни его семьи — от традиционных походов в музеи до покупок картин (насколько позволял семейный бюджет). Позже он сам начнет коллекционировать, пройдя увлечение работами сюрреалистов и соцреализмом. Часть своей коллекции Василий Клюкин продал на аукционе «Совком» и сегодня выбирает работы современных авторов, нередко поощряя себя за собственные достижения — за полет на Северный полюс, победу в парусной регате RBC или успешный поход по джунглям.
Василий Клюкин. Проект In Dante veritas на Венецианской биеннале. 2019. Фото: из архива художника
На вопрос о первых сильных художественных впечатлениях он отвечает: Карл Брюллов, Павел Федотов и, конечно, Огюст Роден. «Я увидел его скульптуры лет в десять в Эрмитаже, — говорит Клюкин, — и сегодня женские образы в моих работах — это его влияние. Никто лучше Родена не мог воплотить обнаженную женскую натуру, ее чувственность и тепло. Да, мир тяготеет к абстракции, но женщина — это вечный источник вдохновения. Мне нравится женская фигура, я воплощаю ее на стыке абстракции и фигуратива, и я не готов от этого отказаться». Говоря о современных скульпторах, Клюкин называет Луиз Буржуа и Джеффа Кунса. «Помните огромного „Паука“ у Буржуа? Кунс мог сделать своего „Щенка“ высотой полтора-два метра, но он не остановился, сделал его гигантским, что полностью меняет восприятие. Когда в человеке есть амбициозность, масштаб, это меня восхищает».
Выставка In Dante veritas в Государственном Русском музее. 2018. Фото: из архива художника
Клюкина увлекает не только физический размах, но и сложность идей. Его первыми скульптурными работами стали «Иммануил Кант. „Критика чистого разума“», «Альберт Эйнштейн. „Общая теория относительности“» и «Леонардо да Винчи». В 2018 году в Русском музее была представлена персональная выставка Василия Клюкина In Dante veritas, вдохновленная «Божественной комедией» Данте. Во внутреннем дворе Михайловского замка разместились 26 скульптур, среди которых были 4 всадника Апокалипсиса, 21 фигура человеческих пороков и «Посмертная маска Данте». Выставка имела успех не только у знатоков искусства. Петербургские гиды включили ее в свои туристические маршруты, ее посетило около 250 тыс. человек. В 2019 году проект был представлен во время Венецианской биеннале в Arsenale Nord. Сейчас скульптуры можно увидеть в швейцарском Люцерне в постоянной экспозиции под названием Art Panorama Inferno и, что особенно актуально в эпоху пандемии, в мультимедийном онлайн-издании Apocalypse Book (на 11 языках), которое объединяет фото- и видеоматериалы из Петербурга, Венеции и Люцерна и авторскую анимацию. Этот digital-проект в конце июня был показан российской аудитории, а до конца года будет запущен в Италии, Франции и далее в остальных странах ЕС, в США и Азии.
Василий Клюкин. Why People Can’t Fly. 2019. Фото: из архива художника
Парящая вниз головой человеческая фигура с воздушными шарами, мимо которой просто невозможно пройти не остановившись, — это десятиметровая скульптура Why People Can’t Fly, которая выставлялась на Венецианской биеннале, а после — на фестивале Burning Man в пустыне Невада и, став неким символом перевернутого мира, вскоре может занять место в нью-йоркском Бэттери-парке. Неподъемные воздушные шары наполнены повседневными «проблемами, заботами и тревогами», но и в том числе реальным пластиковым мусором, который по просьбе скульптора прислали из 150 стран мира его подписчики в соцсетях. Ущерб, наносимый человеком планете, антропогенная угроза — темы, к которым Василий Клюкин обращается не только в скульптуре. Среди его конструкторских разработок — проект машины для сортировки пластикового мусора, ведь это одна из самых сложных проблем, мешающих остановить загрязнение природы.
Василий Клюкин. 413 (Big Ego). Из серии Crypto. 2020. Фото: из архива художника
Для воплощения таких проектов требуется соответствующая художественная техника, так что произведения Василия Клюкина органично соединяют идеальные инженерно-конструкторские расчеты, 3D-моделирование, работу стеклодувов, понимание свойств материалов (вплоть до учета скорости и равномерности появления ржавчины) и абсолютный глобализм в организации производства. Однако от классической работы скульптора никуда не уйти: картонные модели бывают очень полезны. Удивительно, но многие скульптуры Василия Клюкина, впечатляющие одновременно масштабом и изяществом, собираются по принципу «елочки» и максимально сохраняют подвижность элементов. Эту авторскую технику «живые скульптуры» можно было по достоинству оценить, в частности, в проекте In Dante veritas. Металлические пластины собираются и разбираются как конструктор, без каких-либо крепежных деталей, создавая эффект раскрытой книги. А четырехметровый в диаметре латунный диск, который вскоре уедет к новому владельцу в Гонконг, сбалансирован с ювелирной точностью и надежно держится, укрепленный только в одной точке.
Василий Клюкин. Genesis. Из серии Embryo. 2016. Фото: из архива художника
Дальнейшие планы Василия Клюкина тоже впечатляют. Он заключил долгосрочный договор с лондонской Simon Lee Gallery (ее выставочные пространства работают также в Нью-Йорке и Гонконге), и галерея собирается представить аналогичный московскому проекту «Теория обратного взрыва» на Art Basel. Работы Клюкина постоянно появляются на торгах аукционного дома Phillips и на международных ярмарках. Участие в Cosmoscow и выставка в Барвихе (она продолжится до 16 декабря) принесли вдохновляющие результаты: продана почти треть представленных скульптур, и, судя по поступающим предложениям, в России скульптора Василия Клюкина ждут интересные проекты. Ему есть что показать.
«Барвиха Luxury Village»
Василий Клюкин. «Теория обратного взрыва»
До 16 декабря
www.vklyukin.com
Партнерский материал