Двухэтажный деревянный жилой дом в центре Сыктывкара. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Поездка на такси из аэропорта Сыктывкара до центра города займет пять минут. Неожиданная удача для «заядлых» урбанистов: здесь есть международный терминал аэропорта, а сам город настолько компактный, что для знакомства с ним не нужен транспорт.
Есть две точки зрения на столицу Республики Коми: одна — что это дитя советского времени, и город в основном состоит из хрущевок и брежневских панелек; другая, если изменить ракурс, — что мы имеем дело с жемчужиной Русского Севера. Сыктывкар, Архангельск и Вологда — форпосты особой цивилизации, сформировавшейся в суровых климатических условиях вдоль торговых путей — рек. В этих землях не было крепостного права, что, очевидно, должно было положительно сказаться на предприимчивости и вольнолюбии местного населения. Но вместе с этим Север много веков был местом ссылок, в XX веке — средоточием системы ГУЛАГа. Именно в Коми умер в 1953 году осужденный на десять лет лагерей искусствовед Николай Пунин. Между свободой и, образно говоря, обреченностью (по крайней мере на долгий зимний холод) и развивается местная культура.
Свято-Стефановский кафедральный собор (собор Стефана Пермского) в Сыктывкаре. Фото: Александр Циликин/Фотобанк Лори
Свое название Сыктывкар получил в 1930 году, до этого он именовался Усть-Сысольском, по имени полноводной реки, на берегах которой расположен. Императорский ему подарок — генеральный план застройки, как в Петербурге, — сделала в 1783 году Екатерина II. Семь широких улиц веером разошлись из одной точки в излучине Сысолы, их пересекли под прямым углом пять магистралей, образовав городскую сетку. Сейчас в «нулевой точке» — большой Кировский парк с вековыми березами. Регулярная планировка вместе с малоэтажной застройкой придают центру особое очарование.
Подлинные шедевры архитектуры Сыктывкара — двухэтажные деревянные дома. Их отличают простота форм, большие окна на фасаде и, судя по всему, высокие потолки внутри. Проекты типовых домов для провинциальных городов начали разрабатывать в Санкт-Петербурге и директивно рассылать по губерниям еще при Александре I, а строили их вплоть до 1930-х годов.
Национальный музыкальный драматический театр в Сыктывкаре. Фото: Алексей Гусев/Фотобанк Лори
Облик центра во многом сформирован сталинским ампиром, но здесь он в уменьшенном, трехэтажном варианте, отчего имеет почти игрушечный вид. Первый в Сыктывкаре комфортабельный дом с отоплением был построен в 1939 году по проекту Феофании Тентюковой (1902–1981), первого в Коми архитектора-женщины, чью память тут чтут.
Дореволюционных каменных особняков сохранилось немного, в наиболее красивых, вдоль Коммунистической улицы, располагается Национальный музей — отделы этнографии, истории и природы. Самый же роскошный дом — здание бывшего духовного училища — отведен под Национальную галерею Коми.
В планетарном масштабе Республика Коми знаменита гигантским, нетронутым цивилизацией лесным массивом — самым большим в Европе, площадью 33 тыс. кв. км (включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО). В столице этого лесного царства меньше всего ожидаешь увидеть другие виды искусства, помимо этнографического, тем более западноевропейскую живопись XVIII–XIX веков. Своим художественным собранием местная картинная галерея обязана Даниилу Яновичу (1879–1940) — антропологу, этнографу, энтузиасту освоения Севера, репрессированному в эпоху Большого террора. Еще в 1920-е он добился перевода порядка 200 картин из числа национализированных художественных ценностей в Сыктывкар. Так в Национальную галерею попали работы европейских пейзажистов XIX века, а также «Старик с бородой», предположительно работа венецианца Пьетро Беллотти (1627–1700). Присутствует в музее и русский авангард: ранний натюрморт (1912) Павла Кузнецова, «Беспредметность» (1915–1917) Михаила Матюшина, «Декоративный пейзаж» (1910-е) Константина Истомина и другое.
Шедевры старообрядческого искусства тоже есть, но их не так много, как можно ожидать (ведь именно в северо-восточные земли бежали ревнители старой веры с середины XVII столетия). Коллекция — деревянная скульптура, иконы, книги, литые кресты и складни XVII–XX веков — начала формироваться только в 1980-е годы, ее ядро составил дар этнографа Юрия Гагарина (1931–1980). Старообрядческое искусство перетекает в музеи медленно — это объясняется тем, что традиция жива, молельные дома работают, церковная утварь необходима каждый день. Старообрядческие праздники, например Петровщина (11–12 июля), имеют в Коми размах почти что новогодних торжеств.
Наушники — зимний мужской головной убор нанайских охотников. Из фондов Национального музея Республики Коми. Фото: Национальный музей Республики Коми
Летом и осенью 2021 года Сыктывкар и другие города Коми ожидает беспрецедентное событие — международная биеннале современного искусства, приуроченная к 100-летию республики. Ее вдохновитель — президент Национальной галереи, известный коллекционер, французский подданный Пьер-Кристиан Броше. В середине лета дюжина топовых contemporary artists из Европы приедут в Республику Коми работать, а в августе сделают итоговую выставку. В преддверии биеннале в Сыктывкаре покажет свою коллекцию известный телеведущий Андрей Малахов.
К слову, коми культура уже сыграла свою роль в становлении нового искусства. В далеком 1889 году местные земли посетил 22-летний студент-юрист Василий Кандинский. Он вспоминал, что ехал на Север как на другую планету. Это путешествие вкупе с другими обстоятельствами подвигло Кандинского сменить профессию и стать художником. Сегодня 200-километровый маршрут Кандинского на восток от Сыктывкара до деревни Керчомъя превращен в экскурсию. По дороге туристам показывают и легендарный Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основанный в 1396 году святителем Стефаном Пермским, крестившим народы коми в православную веру. В самой деревне Керчомъя колоритные, в национальных одеждах девушки поют песни, кормят пирогами и рассказывают о Кандинском как о родственнике.
Уже сейчас начал работать сайт www.100let.rkomi.ru, на котором публикуется информация о юбилейных мероприятиях к 100-летию республики.
Музей Морозова. Фото: Национальный музей Республики Коми
Музей Морозова
Иван Морозов (1924–1987) — легендарный первый секретарь обкома партии Коми АССР (1965–1987). При нем республика пережила расцвет, население увеличилось до 1,25 млн человек (за последующие 30 лет оно уменьшилось на треть). В 2004-м в центре города построили точную копию деревянного дома родителей Морозова из села Межадор, открыли мемориальную экспозицию и класс для образовательных программ. Музей дает представление о северной избе с ее низкими потолками, небольшими окнами и емким внутренним пространством.
www.museumkomi.ru
Этнографический отдел Национального музея. Фото: Национальный музей Республики Коми
Этнографический отдел Национального музея
Отдел располагается в бывшем торговом доме братьев Дербеневых (рубеж XIX–XX вв.). Экспозиция «Традиционная культура коми в обрядах жизненного цикла конца XIX — начала XX вв.» дает представление, как вели хозяйство, во что одевались, как выходили замуж, рожали детей, отпевали усопших местные жители. В залах можно увидеть костюмы этнических групп коми, предметы домашнего быта, охотничьего снаряжения, образцы вязания, вышивки и ткачества, богатейшую коллекцию резных и расписных прялок, которые когда-то вдохновили Василия Кандинского.
www.museumkomi.ru
Пожарная каланча. Фото: Михаил Трибой/Фотобанк Лори
Пожарная каланча
Визитная карточка Сыктывкара — пожарная каланча (1907). Нынешний вид она приобрела в 1975-м, когда построили новый гараж для машин, а историческое здание деликатно подправили: башню накрыли шатром с флюгером, фасад покрасили в белый и красный цвета и тем самым подчеркнули его архитектонику, над входом установили куранты, и они до сих пор играют песню композитора Якова Перепелицы о Сыктывкаре. Автором реконструкции стал Альберт Ракин (1939–2020), заслуженный архитектор РФ, построивший в республике более 50 объектов.
www.cultmap.nbrkomi.ru
Маньпупунёр. Фото: Wikipedia Commons
Маньпупунёр
Одно из российских семи чудес света — 30–40-метровые каменные столбы Маньпупунёр, результат выветривания горной породы на высоком плато. Это место силы, священное для народов манси и коми, его статус отдаленно схож с положением Стоунхенджа в Британии. Добираются на перекладных: вначале самолетом, затем автобусом или машиной до поселка Троицко-Печорский. Финальный отрезок можно пролететь на вертолете, сплавиться по реке и пройти пешком по лесу (в этом случае маршрут, пролегающий через перевал Дятлова, растянется на несколько недель).
www.pechora-reserve.ru