Неизвестный художник. «Порабощенный человек, работающий в поле». Около 1850. Фото: Rijksmuseum
Рабство
Рейксмузеум, Амстердам
Рейксмузеум представит обзор 250-летней истории колониализма на четырех континентах. Выставка «Рабство», исследующая пути транспортировки невольников через Атлантический и Индийский океаны, будет выстроена вокруг десятка исторических фигур, в числе которых и рабовладельцы, и рабы, и борцы против этой системы. Экспозиция объединит 140 самых разных объектов — от кандалов и орудий, использовавшихся рабами на плантациях, до предметов роскоши, как, например, портреты наследника сахарозаводов и его жены или золотая шкатулка Голландской Вест-Индской компании, подаренная Вильгельму IV.
12 февраля — 30 мая
Шахнаме Шаха Тахмаспа. 1523–1535. Фото: The Sarikhani Collection
Эпический Иран
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Эпическая по названию и по сути, эта выставка рассказывает о 5 тысячелетиях иранской истории в 350 экспонатах. Монументальная сама по себе, выставка столкнулась со множеством препятствий, начиная с финансовых трудностей, связанных со скандалом вокруг семьи Саклеров (которых многие считают виновниками американского опиоидного кризиса), и роста напряженности в отношениях между Ираном и США и заканчивая переносом ее открытия, которое должно было состояться еще в минувшем году. Десять разделов выставки с «иммерсивным дизайном» перемещают зрителя в город с воротами, садами, дворцом и библиотекой. Приняв за отправную точку 3200 год до н.э., выставка рассказывает о древней Персидской империи, государстве Сасанидов и зороастризме, распространении ислама и династии Каджаров. Последний раздел содержит произведения модернистов и современных художников Ирана, в том числе Ширин Нешат, Парвиза Танаволи и Монир Фарманфармаян. Важное место отведено и литературе: один из разделов посвящен поэзии и тому, как она представлена в манускриптах, другой — эпической поэме XI века «Шахнаме» Фирдоуси. Кроме того, в экспозицию войдут недавно отреставрированные гипсовые копии фризов с фигурами воинов в натуральную величину, которые украшали дворец Дария более двух тысячелетий тому назад.
13 февраля — 30 августа
Альбрехт Дюрер. «Христос среди учителей». 1506. Фото: Museo Thyssen-Bornemisza
Путешествия Дюрера. Пути художника эпохи Возрождения
Национальная галерея, Лондон; Музей Сюрмонда — Людвига, Ахен
Во времена, когда путешествия были сложным, опасным и дорогим предприятием, Альбрехт Дюрер не сидел на месте. На рубеже XV–XVI веков он исколесил всю Европу, изучая новые идеи и техники, обзаводясь связями с другими художниками и клиентами. Организаторы выставки в лондонской Национальной галерее впервые анализируют роль поездок Дюрера в Италию и Нидерланды в его творчестве и в более широком контексте. На выставке будут представлены небольшие наброски, которые художник делал серебряным карандашом во время путешествий, зарисовывая пейзажи, растения, животных и людей (а также записка о том, что у его жены украли сумочку). Многие из работ будут показаны в Соединенном Королевстве впервые. Одним из центральных экспонатов станет картина «Христос среди учителей» (1506) из Музея Тиссен-Борнемиса. Дюрер написал эту композицию с окружающими юного Мессию седыми головами в Венеции, где работал над алтарем. Подпись на картине гласит: “opus quinque dierum” — характерная для Дюрера бравада, сообщающая зрителю, что на ее создание художник потратил всего пять дней. Летом проект, дополненный новыми экспонатами, покажут в Музее Сюрмонда — Людвига в Ахене.
Лондон: 6 марта — 13 июня; Ахен: 18 июля — 24 октября
Яёи Кусама на фоне своей работы. Фото: Yayoi Kusama/Ota Fine Arts, Victoria Miro & David Zwirner
Яёи Кусама. Ретроспектива
Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Музей искусства, Тель-Авив
В рамках открывающейся этой весной в Берлине первой в Германии ретроспективы Яёи Кусамы воссоздадут шесть ее ключевых выставок, состоявшихся с 1952 по 1983 год. Реконструкции покажут, как на протяжении вот уже семи десятилетий японская художница работает с пространством и разнообразными техниками. Наряду с абсолютно новой «Бесконечной зеркальной комнатой», созданной специально для этого проекта, в экспозицию войдут и менее известные ранние работы, в том числе «Скопление трупов» («Заключенный, окруженный завесой деперсонализации») (1950) и коллаж из фальшивых долларовых купюр «Без названия» (около 1962–1963), напоминающий творчество Энди Уорхола, а также документация обнаженных перформансов, в том числе антивоенного хеппенинга 1968 года на Бруклинском мосту в Нью-Йорке. Осенью выставка переедет в Тель-Авив. А в Лондоне в Тейт Модерн наконец-то заработает годовая экспозиция двух «Бесконечных зеркальных комнат», открытие которой в прошлом году несколько раз переносили из-за пандемии (29 марта 2021 — 27 марта 2022).
Берлин: 19 марта — 1 августа; Тель-Авив: 2 ноября 2021 — 23 апреля 2022
«Девушка, читающая письмо у открытого окна» Яна Вермеера с расчищенным во время реставрации изображением на заднем плане. Около 1657. Фото: Wolfgang Kreische
Вермеер. Об отражении
Картинная галерея старых мастеров, Дрезден
Несмотря на то что на выставке Яна Вермеера в Картинной галерее старых мастеров будут представлены такие важные работы из зарубежных собраний, как «Женщина в голубом, читающая письмо» (около 1663) из амстердамского Рейксмузеума и «Дама, стоящая у вёрджинела» (около 1670–1672) из лондонской Национальной галереи, настоящей звездой экспозиции станет картина из городской коллекции Дрездена. В ходе недавней реставрации и расчистки на полотне «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (около 1657) была раскрыта «картина в картине». Хотя спрятанную фигуру Купидона обнаружили еще несколько десятилетий назад благодаря рентгенографии, долгое время считалось, что ее записал сам художник. Однако свежее исследование показало, что изображение было записано через много лет после смерти Вермеера. Поэтому в 2017 году реставраторы начали аккуратно удалять слои краски и раскрыли обнаженную фигуру, скрытую от глаз на протяжении последних 250 лет. Десять полотен Вермеера будут представлены в контексте более 40 произведений других нидерландских мастеров жанровой живописи, в том числе Питера де Хоха.
19 марта — 27 июня
Софи Тойбер-Арп. «Летние строки». 1942. Фото: Stiftung Arp e.V./Rolandswerth/Artists Rights Society (ARS)
Софи Тойбер-Арп. Живая абстракция
Художественный музей, Базель; Тейт Модерн, Лондон; Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк
В значительной степени недооцененная художница Софи Тойбер-Арп известна в первую очередь как создательница геометрических абстракций и участница группы дадаистов, в которую она входила вместе с мужем — немецко-французским скульптором Хансом (Жаном) Арпом. Организаторы большой передвижной ретроспективы, которая стартует в Художественном музее Базеля, продолжится в лондонском Тейт Модерн и завершится в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, поставили перед собой задачу рассказать о вкладе Софи Тойбер-Арп в историю абстракции. Художница изучала текстильный дизайн, декоративно-прикладное искусство и танец, а позднее стала одной из ключевых фигур в цюрихском клубе дадаистов «Кабаре Вольтер». Она сотрудничала с Арпом и другими выдающимися деятелями искусства, в числе которых были Марсель Дюшан, Жан Кокто и Тристан Тцара. В середине 1920-х Тойбер-Арп развивала свой фирменный конструктивистский стиль, создавая яркие композиции, содержащие закодированные отсылки к космическим символам и возвышенному. В выставку войдет около 400 вещей — от ранних архитектурных и интерьерных заказов до абстрактных рисунков, созданных незадолго до скоропостижной смерти художницы в 1943 году.
Базель: 20 марта — 20 июня 2021; Лондон: 15 июля — 17 октября 2021; Нью-Йорк: 21 ноября 2021 — 12 марта 2022
Джорджия О'Кифф. «Нью-йоркская улица с луной». 1925. Фото: Carmen Thyssen-Bornemisza Collection
Джорджия О’Кифф
Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; Центр Помпиду, Париж; Фонд Бейелера, Базель
В отличие от США, где творчество Джорджии О’Кифф изучено во всех подробностях, в Европе ей было посвящено относительно мало крупных исследований. Теперь, благодаря готовящейся ретроспективе, европейские зрители смогут узнать больше о жизни и творчестве О’Кифф, ведущей фигуры американского модернизма. Выставка откроется в испанском Музее Тиссен-Борнемиса, затем переедет во Францию, в Центр Помпиду, а после — в Фонд Бейелера в Швейцарии. Поскольку во всех трех городах творчество Джорджии О’Кифф в таком объеме будет экспонироваться впервые, для выставки отобрали около 80 произведений, что позволит максимально представить ее долгий творческий путь. В число экспонатов войдут «Нью-йоркская улица с луной» (1925), первая в серии городских пейзажей, и «Дурман» («Белый цветок № 1») (1932), самая дорогая картина художника-женщины, проданная на аукционе. Особенно долгожданной эта выставка будет для Музея Тиссен-Борнемиса, в собрании которого находится пять картин О’Кифф — больше, чем где-либо за пределами Соединенных Штатов. Кроме того, этот показ станет своего рода возвращением художницы в Испанию, куда она приезжала дважды в 1950-х годах.
Мадрид: 20 апреля — 8 августа 2021; Париж: 8 сентября — 6 декабря 2021; Базель: 23 января — 22 мая 2022
Бронзовый гладиаторский шлем из Помпей. I в. н.э. Фото: The Trustees of the British Museum
Нерон
Британский музей, Лондон
Был ли на самом деле Нерон (37–68 гг. н.э.) тем маньяком-матереубийцей, каким он представлен в учебниках истории, или расхожие представления об этом римском императоре — не что иное, как античная версия «фейковых новостей»? Этот и другие вопросы будут рассматриваться на выставке Британского музея, посвященной знаменитому императору из династии Юлиев-Клавдиев. «Поразительно, как много из того, что мы думаем, что знаем о Нероне, исходит из откровенно неприязненно настроенных к нему источников, — говорит куратор выставки Торстен Оппер. — В конечном итоге победила точка зрения крайне враждебного по отношению к нему круга элиты». Выставка прослеживает историю жизни и правления Нерона, анализируя факторы, стоявшие за ключевыми событиями, и то, как они впоследствии воспринимались. Связанные с его правлением темы, в том числе мотивы зрелищ и семьи, исследуются в более чем 200 экспонатах — от скромных помпейских граффити до артефактов, пострадавших во время Великого пожара Рима 64 года н.э. «Мы поставили перед собой задачу не искать „хорошего“ Нерона за стереотипным „монстром“, а продемонстрировать, что существовали разные точки зрения и нарративы, — говорит Оппер. — Историей манипулируют, и нужно понимать, почему и как это происходит».
27 мая — 24 октября
Барбара Крюгер. «Думая о тебе, то есть о себе, то есть о тебе». 2019. Фото: DelMonico Books/Los Angeles County Museum of Art
Барбара Крюгер. «Думая о тебе, то есть о себе, то есть о тебе»
Чикагский институт искусств, Чикаго; Художественный музей округа Лос-Анджелес, Лос-Анджелес
Ретроспектива американской художницы-концептуалистки Барбары Крюгер, больше всего известной своими прямолинейными политическими коллажами, сочетающими визуальные изображения и текст, включает произведения, созданные в последние четыре десятилетия, и исследует роль художницы в развитии феминистской критики культуры. В экспозицию, названную так же, как работа Крюгер «Думая о тебе, то есть о себе, то есть о тебе» (2019), войдут коллажи, инсталляции, видео и редкие произведения 1980-х. В Чикаго выставка буквально вырвется на улицы: работы Крюгер можно будет увидеть на рекламных щитах, автобусах и билетах на общественный транспорт — своеобразная отсылка к ранним уличным интервенциям художницы, когда она расклеивала по городу броские афоризмы, в которых поднимала темы, связанные с политикой, консюмеризмом и телесностью.
Даты будут известны позднее
Сандро Боттичелли. «Портрет Джулиано Медичи». 1478–1480. Фото: Fondazione Accademia Carrara
Боттичелли
Музей Жакмар-Андре, Париж
Этой осенью в парижском Музее Жакмар-Андре откроется крупная ретроспектива гения эпохи Возрождения Сандро Боттичелли. В нее войдут произведения из европейских и американских собраний, в том числе «Мадонна с Младенцем» (1467–1470) из Лувра, «Возвращение Юдифи в Ветилую» (1469–1470) из Художественного музея Цинциннати, «Юдифь, выходящая из шатра Олоферна» (1497–1500) из Рейксмузеума и «Портрет Джулиано Медичи» (1478–1480) из Академии Каррары. По словам Пьера Кюри, куратора выставки, Боттичелли предстанет как «дизайнер и глава одной из крупнейших мастерских Флоренции, которая, конечно, занималась живописью, но одновременно и рисунками для вышивки, инкрустацией, гравюрой, книжными иллюстрациями». Организаторы обещают показать, как художник сочетал создание уникальных живописных произведений с производством серийных работ, которые зачастую выполняли его многочисленные подмастерья, и как его мастерская превратилась в лабораторию идей и учебный центр, что было характерным явлением в Италии эпохи Возрождения. В экспозицию войдут произведения и других ведущих художников XV века, в том числе Андреа Верроккьо и Фра Филиппо Липпи.
10 сентября 2021 — 24 января 2022
Джаспер Джонс. «Три флага». 1958. Фото: Jasper Johns/Licensed by VAGA
Джаспер Джонс. Создание/Зеркало
Филадельфийский художественный музей, Филадельфия; Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Самая большая в истории ретроспектива Джаспера Джонса пройдет одновременно в двух музеях. Совместный проект Филадельфийского художественного музея и Музея американского искусства Уитни представляет собой двойную экспозицию, отсылающую к теме повторений и отражений в творчестве Джонса. «Галереи обеих площадок будут играть роль двойников, отражений и инверсий друг друга», — говорит куратор филадельфийского музея Карлос Басуальдо. Обе выставки будут построены по хронологическому принципу, обе включат в себя зал с реконструкцией важных ранних выставок Джонса, состоявшихся в 1960-е в галерее Лео Кастелли, и по паре тематических залов, посвященных самым известным мотивам художника — цифрам и флагам. В Филадельфии будут собраны вместе разные варианты его цифровой работы «От 0 до 9» (1961), а в Нью-Йорке цветные флаги будут висеть напротив их монохромных версий.
Нью-Йорк, Филадельфия: 29 сентября 2021 — 13 февраля 2022
Понч Хоукс. «Без названия» («Обнимающиеся женщины»). 1973. Фото: Ponch Hawkes
Квир
Национальная галерея Виктории, Мельбурн
В выставку, которая обещает стать самым большим в истории Австралии показом квир-культуры, войдет около 300 произведений из коллекции Национальной галереи Виктории в Мельбурне. В соответствии с многогранностью и размытостью границ самого предмета выставки она не будет придерживаться какого-то строгого определения того, что такое «квир». Часть ее экспонатов — это работы квир-художников, в том числе перформансиста Ли Бауэри. Другая часть — документация историй квир-людей, как, например, «Без названия» («Обнимающиеся женщины») (1973) Понч Хоукс — фото двух женщин, одна из которых целует другую, на мероприятии Освободительного движения геев и лесбиянок. Внимание уделят и различиям в представлении о квирности в разные эпохи.
10 декабря 2021 — июнь 2022