Документальный фильм канадского режиссера Джозефа Гиллеля «Городские мечтательницы» состоит из воспоминаний четырех героинь — выдающихся архитекторов современности. Во время съемок Филлис Ламберт исполнился 91 год, Дениз Скотт Браун было 87 лет, Корнелии Хан Оберландер — 97, Бланш Лемко ван Гинкел — 95. И все они потрясающие: умные, думающие, уверенные в себе, деятельные.
Филлис Ламберт
Родилась в 1927 году в Монреале. В 1954 году окончила Вассар-колледж под Нью-Йорком, где изучала искусство, историю и философию. Выбрала Людвига Миса ван дер Роэ архитектором здания нью-йоркской штаб-квартиры своего отца и следила за разработкой проекта. «Как заказчик и меценат, Филлис Ламберт внесла огромный вклад в архитектуру. Без ее участия была бы невозможна реализация одного из самых совершенных зданий ХХ века — Сигрем-билдинг», — сказал Рем Колхас в 2014 году, вручая ей «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале. С 1979 года Ламберт возглавляет созданный ею в Монреале Канадский центр архитектуры. Занимается работой Центра визуальных искусств, основанного ее родителями и построенного по ее проекту.
Филлис Ламберт. Фото: Canadian Centre for Architecture
Архитектура на всю жизнь
О возрасте героинь невозможно забыть, потому что рассказывают они об участии в событиях, вошедших в историю архитектуры, о сотрудничестве с великими архитекторами ХХ века. Филлис Ламберт вспоминает, например, как обсуждала с Людвигом Мисом ван дер Роэ, тогда одним из самых влиятельных архитекторов мира, план здания для компании ее отца, как вносила коррективы и просила усложнить первоначальное решение. В результате в 1958 году появился один из самых красивых небоскребов Манхэттена — Сигрем-билдинг. Бланш Лемко ван Гинкел, смеясь, рассказывает, как в 1948-м, прогуливаясь по Парижу, осмелилась запросто зайти в мастерскую Ле Корбюзье. И он сразу предложил ей работу, так что она проектировала детскую площадку на крыше хрестоматийной «жилой единицы» в Марселе. А за путешествием Дениз Скотт Браун с мужем Робертом Вентури по Лас-Вегасу, сопровождаемым сотней фотографий с кричащей рекламой, следишь с восторгом, зная, что из него родится великая книга «Уроки Лас-Вегаса» — «отповедь ортодоксальному модернизму», как ее характеризуют в фильме, и призыв к приятию и пониманию архитектуры придорожной. А если не знать об этом источнике постмодернизма, то из слов одного из его авторов все становится понятно.
Корнелия Хан Оберландер
Родилась в 1921 году в Мюльхайме-ан-дер-Руре в Германии. В 1939 году эмигрировала в США. В 1944-м окончила Смит-колледж, получив степень бакалавра, а в 1947-м стала одной из первых женщин, окончивших Высшую школу дизайна Гарвардского университета по специальности «ландшафтная архитектура». В 1953 году вышла замуж за Питера Оберландера и вместе с ним в Ванкувере основала фирму Cornelia Hahn Oberlander Landscape Architects. Участвовала в проектировании многих значимых зданий в Канаде и США. Несколько раз награждалась орденами Канады, почетный доктор нескольких университетов. С 1979 года Оберландеры были руководителями ряда программ при Еврейском университете в Иерусалиме.
Корнелия Хан Оберландер. 1963. Фото: архив Корнелии Хан Оберландер
Однако воспоминания о великих делах и судьбоносных встречах — только часть повествований героинь. Они давно уже абсолютно самодостаточны и профессионально самостоятельны. Они не только сделали блестящие карьеры, получили признание, звания и награды — у каждой есть дело, ставшее главным в жизни. Для Филлис Ламберт это сохранение старых кварталов Монреаля, ценность которых она одной из первых заметила и стала спасать от сноса. Для Дениз Скотт Браун это начатое вместе с Робертом Вентури изучение поп-культуры и планирование жилых районов с учетом уже существующих в них структур и жизни местных сообществ. Ландшафтный архитектор Корнелия Хан Оберландер всю жизнь стремится преображать города, делать их зелеными. Она уверена: на каждые 100 человек должен приходиться парк, а здания и деревья — составлять гармоничное целое. А Бланш Лемко ван Гинкел, помимо проектирования, активно преподавала и стала ведущим экспертом в сфере архитектурного образования.
Удивительно, но все проблемы, о которых говорят героини фильма, не разрешены и остро стоят по сей день: экология, сохранение исторического наследия и привычной организации городской среды, противостояние строительному бизнесу, который интересует только выгода. Недаром в конце фильма Скотт Браун замечает, что гордится быть старой и что все происходящее сейчас она видела уже по три раза. А Ламберт с гневом констатирует, что архитектура перестала быть искусством и поэзией и превратилась в бизнес, а он уничтожает сердце города — его центр.
Все четыре великолепные архитектурные гранд-дамы до сих пор не почивают на лаврах и не отошли от дел. Хан Оберландер, например, признается, что умерла бы от скуки, сидя без дела и играя с соседями в покер, поэтому она приходит на свои объекты в Ванкувере, проверяет самочувствие цветов и деревьев и негодует, что плитка в плохом состоянии. Ламберт руководит Канадским центром архитектуры, который сама и основала. Все читают лекции, консультируют и живо интересуются происходящим в обществе (Скотт Браун, например, с восхищением изучает граффити).
Пол не проблема
Дениз Скотт Браун
Родилась в 1931 году в Китве-Нкане в Замбии. Получила образование в Витватерсрандском университете в Йоханнесбурге в 1952 году. Окончила Архитектурную школу Архитектурной ассоциации в Лондоне в 1955-м и Пенсильванский университет в 1965-м. Известна как архитектор, теоретик и преподаватель архитектурных дисциплин. Вместе с мужем, соавтором и партнером по бюро Venturi, Scott Brown and Associates Робертом Вентури разрабатывала новые подходы к планированию городов, создала различные архитектурные проекты и написала знаменитую книгу «Уроки Лас-Вегаса», изменившую взгляд на архитектуру модернизма и положившую начало постмодернизму. В 1989 году опубликовала статью о сексизме и системе звезд в архитектуре.
Дениз Скотт Браун. Фото: Clive Hicks
Фильм об архитекторах-женщинах, естественно, поднимает тему сложности их вхождения в традиционно мужскую профессию. Но героинь Гиллеля, кажется, она сейчас не слишком интересует. Да, они входили в профессию, когда она считалась мужской, но преодолели чужие предрассудки и добились таких профессиональных высот, до которых многие мужчины и не мыслили подняться. Теперь им забавно вспоминать о снисходительных и удивленных взглядах, которые они ловили, появляясь на важных архитектурных мероприятиях. А зрителям смешно видеть фотографию, где молодая Лемко ван Гинкел сидит на каком-то съезде среди 36 серьезных пожилых мужчин.
Скотт Браун когда-то активно боролась за права женщин в архитектурном мире, даже писала об этом. Сейчас она только вспоминает, что была первой ученицей в университете, но, в отличие от ее будущего мужа, стипендии не получала. Они с Вентури всегда работали как равноправные партнеры, но главную архитектурную премию — Прицкеровскую — в 1991-м дали только ему. «Он сказал, что надо дать и Дениз, а ему ответили: нет», — спокойно констатирует она сейчас, но тогда в знак протеста не пришла на церемонию вручения. В 2016-м золотую медаль Американского института архитекторов присудили им двоим, но только после того, как этого потребовали в петиции тысячи студентов Гарварда.
Больше всех возмущается прежним положением женщин Ламберт, когда-то вышедшая замуж только затем, чтобы стать самостоятельной. Она горда, что никогда не была такой, как ее учили, «милой», не подстраивалась под мужчин. А вот Оберландер начала карьеру вполне по-женски — с проектирования детских площадок. О том, какими они должны быть, она задумалась, гуляя со своими тремя детьми — как-то надо было их занять.
Бланш Лемко ван Гинкел
Родилась в Лондоне в 1923 году. После окончания архитектурного факультета Университета Макгилла в 1945-м и факультета городского планирования Гарвардского университета в 1950-м преподавала в Гарварде, в Пенсильванском и Монреальском университетах. В 1952 году стала четвертой женщиной среди членов Ассоциации архитекторов провинции Квебек. В 1977-м начала преподавать в Университете Торонто, где с 1980 по 1982 год была деканом факультета архитектуры, первой женщиной в этой должности. В 1957 году в партнерстве с мужем Даниелем ван Гинкелом основала в Торонто компанию Van Ginkel Associates, известную своими модернистскими дизайнерскими проектами. Автор многочисленных статей об архитекторах-женщинах, архитектурном образовании и городском планировании.
Бланш Лемко ван Гинкел. 1950-е. Фото: Ginkel Archive
Сегодня тема дискриминации женщин в архитектурных профессиях кажется исчерпанной. По крайней мере, она не слишком интересует и режиссера «Городских мечтательниц». Гораздо важнее для него проблемы жизни и развития современных городов, и его героини говорят именно об этом: что, планируя и проектируя, надо прежде всего думать о простых людях.
Хорошо спланированный фильм
Джозеф Гиллель снял вполне традиционный фильм без модных прикрас вроде внедрения компьютерной графики. Выбранные им героини так хороши, что их крупные планы отлично держат зрительское внимание. В воспоминаниях они сами дозируют серьезность и иронию, хотя наверняка режиссер их редактировал. Разумеется, в фильме немало старых фотографий и хроники, но и здесь дамы ему помогли (Скотт Браун и Ламберт много и отлично снимали). А включенные в киноленту фрагменты давних интервью показывают, как хороши были эти женщины 40 лет назад, как шла им уверенность в собственной правоте. Сейчас они не менее привлекательны, годы только прибавили им мудрости, но не убавили интереса к жизни, и они действительно могут гордиться своей старостью. Единственное, в чем Гиллель ошибся, — это в названии. Мечтательницами этих женщин трудно назвать, они не мечтали, а планировали и блистательно реализовывали жизненные планы.
The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL
7–13 сентября 2020
Расписание сеансов уточняйте на www.tanrff.ru