Павильон России Алексея Щусева на Венецианской биеннале. Фото: Частная коллекция
Комиссар российского павильона на Венецианской биеннале, директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика и куратор проекта Ипполито Пестеллини Лапарелли поняли главную тему биеннале «Как мы будем жить вместе?» буквально и распахнули двери для участия в выставке Open! представителям самых разных профессий — не только архитекторам, но и музыкантам, дизайнерам, художникам видео и прочим. В этом, безусловно, есть смысл, поскольку и сама архитектурная практика становится делом все более разновекторным, предусматривающим и социологические исследования, и использование арта, и другие кросс-культурные кооперации.
Второе лежащее на поверхности отличие нынешних участников биеннале — их довольно молодой возраст. Это было условием подачи заявок: претенденты должны были быть не старше 40 лет. И хотя Венецианская биеннале пока не превратилась в молодежную, этого слова в названии нет, но определенный тренд на омоложение заметен в командах всех стран-участниц. Маститые архитекторы выставляются на MIPIM (ежегодная международная выставка недвижимости в Каннах) и других инвест-форумах, где есть реальные шансы пересечься с заказчиками — государственными и частными девелоперскими компаниями. Венеция же становится площадкой архитектурных экспериментов, футуристических концептов, магмой идей и образов завтрашнего дня. Ну и главная цель биеннале — все-таки не столько архитектура, сколько развлечение туристов и через это помощь славному городу в вечном процветании.
В 2020-м в российском павильоне представят не объекты, а процесс работы, и каждый посетитель сможет в этом процессе принять участие. Все будут размышлять, как перестроить сам наш павильон, возведенный на берегу венецианской лагуны в садах Джардини к 1914 году по проекту Алексея Щусева.
Павильон России Алексея Щусева на Венецианской биеннале. Современное состояние. Фото: Москомархитектура
За архитектуру отвечают выпускница МАРШ Александра Ковалева и ее партнер Кей Сато из русско-японского бюро KASA. Бюро такое молодое, что у него нет сайта, только страничка в Facebook. Свою высшую цель архитекторы видят в укреплении русско-японских связей. В 2019-м их проект буддистского храма дошел до финала престижной японской премии SD review. И вот новое достижение — участие в Венецианской биеннале, на которое претендовало более 100 архитектурных команд. Над проектом в павильоне Российской Федерации ребята будут работать вместе с Ксенией Ворониной, Марией Пшеничниковой, Харукой Седзи и Йосихиро Фукусимой. Они предложат варианты сохранения и использования здания, а также объединения интерьера в единое целое с садами и лагуной.
За то, чтобы любой посетитель павильона мог приобщиться к работе команды посредством чат-бота, отвечает междисциплинарный коллектив Lion & Unicorn. Он сделает специальную цифровую платформу для этих целей.
Киношную ноту в общий «букет запахов» добавит сооснователь и продюсер Московского международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF) Владимир Надеин. Составленную им программу нового русского кино будут показывать в саду рядом с павильоном.
Тому, кто не любит кино, предпочитая ему приключения в виртуальной реальности, гейм-дизайнер Михаил Максимов предложит недавнюю разработку — игровую платформу MOMAM (Museum of Modern Art Massacre).
Музыкальным фоном действа пойдет плейлист, составленный основателем лейбла Rassvet Records Павлом Миляковым (Buttechno). На вернисаже он выступит с аудиовизуальным перформансом. Наконец, самый молодой симфонический композитор Санкт-Петербурга, преподаватель тамошней консерватории Владимир Раннев придумает проекту музыкальный образ, и его партитура, как сообщает пресс-релиз, «позволит выйти за границы павильона и вобрать в себя звуки окружающей среды».