Фирма Павла Овчинникова. Ларец. 1881. Фото: Музеи Московского Кремля
В названии выставки в залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца стоят два имени: известного самой широкой публике главы ювелирной фирмы Карла Фаберже и знакомого более узкому кругу знатоков прикладного искусства и антиквариата ювелира Федора Рюкерта. Оба обрусевшие немцы, Фаберже родился в Санкт-Петербурге, Рюкерт приехал в Россию подростком. Собственную мастерскую он открыл в возрасте 46 лет — в 1886 году в Москве на Большой Никитской. Фаберже и Рюкерта связывали длительные профессиональные отношения: ювелир, славившийся своими эмальерными работами, выполнял заказы для фирмы Фаберже, в том числе создавал живописные миниатюры.
Фирма Карла Фаберже. Подарок императора Николая II императрице Александре Федоровне на Пасху 1906 г. 1904–1906. Фото: Музеи Московского Кремля
Но среди более 400 показанных на выставке предметов представлены эмали и других российских фирм, фабрик и артелей, выполненные разными мастерами в ХIХ — начале ХХ века. Большинство вещей создано в неорусском стиле, бывшем в то время в большой моде как в архитектуре и живописи, так и в прикладном искусстве. Ювелиры той поры достигли виртуозности во владении различными техниками эмали — от перегородчатой и выемчатой до светящейся, как средневековый витраж, оконной, а также живописной. В живописной эмали они воспроизводили картины Виктора Васнецова, Ивана Куликова, Константина Маковского или же вдохновлялись творчеством этих художников, писавших сцены из русской жизни и фольклора.
Помимо искусства и архитектуры своего времени, ювелиры опирались на богатейшую традицию русской эмали, известной еще в период Киевской Руси и пережившей настоящий расцвет в XVI–XVII столетиях, когда ею стали украшать не только парадные и церковные предметы, но и обыденные вещи: посуду, шкатулки, кубки. Изделия из эмали традиционно ценились и при дворе русских царей — на выставке представлены предметы разных веков из собрания Оружейной палаты, в том числе усольские эмали (Усолье — старое название Сольвычегодска) и работы кремлевских мастерских.
Фирма Павла Овчинникова. Кошелек. 1876. Фото: Музеи Московского Кремля
Художественные эмали в традиционном русском и неорусском стиле считались прекрасным сувениром и отличным подарком. Поэтому неудивительно, что в кремлевской выставке участвуют музеи и частные собрания из Великобритании. Один из самых впечатляющих экспонатов — шкатулка, созданная Рюкертом для фирмы Фаберже, украшенная панорамой Московского Кремля, выполненной в технике живописной эмали. Ее приобрела герцогиня Саксен-Кобург-Готская и в 1920 году передала английскому королю Георгу V. Это прекрасное произведение на время выставки переместилось из коллекции ее величества королевы Великобритании Елизаветы II в Музеи Московского Кремля.
Музеи Московского Кремля
Карл Фаберже и Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали
09.10 – 10.01.2021