Кристиан Болтански. «Отправление». 2015. Фото: Courtesy Christian Boltanski et Galerie Marian Goodman / Rebecca Fanuele
Память, история человека и человечества — главные темы Кристиана Болтански (р. 1944). Вместе с директором Центра Помпиду Бернаром Блиcтеном, куратором выставки, он задумал ее как путешествие. От ранней картины с безруким человеком «Овальная комната», трехминутного кроваво-жуткого видео «Кашляющий», хрупкой инсталляции «Театр теней» до металлического мегаобъекта «Мистериальное» (2017). В 1972 году, участвуя в знаменитой Documenta 5 Харальда Зеемана, Болтански вошел в раздел «Индивидуальные мифологии». И сам сказал: «У хороших художников больше нет жизни: она сводится к тому, чтобы рассказывать истории, в которые остальные могут поверить как в свои собственные». Классическими стали его инсталляции из сотен жестяных ящиков («Архивы Кристиана Болтански») и из одежды («Запас») — реквием по погибшим в нацистских лагерях смерти. Многие помнят инсталляцию «Шанс» на Венецианской биеннале 2011 года, где машина крутила кинопленку с фотографиями новорожденных. С тех пор вопрос, есть ли у них шанс, стал еще острее. Время во всех возможных формах является партнером художника. «Отправление» и «Прибытие», как два указателя на вокзале или в многолюдном аэропорту, направляют посетителей по лабиринту выставки.
Кристиан Болтански. «Памятник». 1985. Фото: Carré d’art – Musée d’art contemporain, Nîmes / David Huguenin
Центр Помпиду
Кристиан Болтански. Жизнь в процессе создания
13 ноября – 16 марта 2020
www.centrepompidou.fr