Сальвадор Дали. «Безумный Тристан». 1944. Фото: © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Сальвадор Дали. Магическое искусство
Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
Вслед за прошлогодней выставкой Фриды Кало и Диего Риверы те же организаторы (Музей Фаберже и фонд «Связь времен») решили впечатлить Москву ретроспективой другого испаноязычного художника — на сей раз европейца. Фонд «Гала — Сальвадор Дали», мадридский Центр искусства королевы Софии, а также частные коллекции предоставили 180 произведений Дали. Великий сюрреалист прожил долгую жизнь, и на выставке постараются отразить все (или почти все) периоды его творчества, начиная с ранних импрессионистических картин 1920-х годов, включая анимационные эксперименты для Уолта Диснея, и заканчивая более поздними вещами. А историю любви Дали и Галы (напомним, что на самом деле она Елена Ивановна Дьяконова) можно будет изучить, глядя на сотню фотографий, также представленных в залах.
28 января — 25 марта 2020
Юрий Анненков. «Натюрморт с апельсинами». Фото: Галерея «Наши художники»
Юрий Анненков. Революция за дверью
Музей русского импрессионизма, Москва
Юрий Анненков, друживший со всеми звездами Серебряного века и Советской России, включая Троцкого, и портретировавший их, в 1924 году сумел эмигрировать и сделать неплохую карьеру в кинематографическом бизнесе. Музей русского импрессионизма, используя много работ из частных коллекций, впервые решил рассказать об Анненкове столь объемно, охватив в том числе эмигрантский период. Удалось уговорить поучаствовать Центр Помпиду, также своими фондами поделились Пушкинский, Третьяковка, Театральный музей им. Бахрушина и многие другие. Отметим, что большинство произведений Анненкова — это графика, и на выставки их дают крайне редко.
13 февраля — 24 мая 2020
Энди Уорхол. «Йозеф Бойс».1980–1983. Фото: Gift of the Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, 2014/International Center of Photography
Создатели современности. Художники рисуют друг друга
Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Выставка Еврейского музея, который не устает радовать нас авангардными проектами, на сей раз посвящена тому, как в течение ХХ века художники мира общались между собой. Общались с помощью кисти и карандаша — рисуя портреты друг друга. Диалоги получаются самыми неожиданными, позволяя по-новому взглянуть и на портретируемого, и на портретиста. В списке произведений, которые обещают показать, вещи весьма заманчивые, например «Татлин за работой» Эль Лисицкого, «Йозеф Бойс» Энди Уорхола, «Матисс» Альберто Джакометти, «Люсьен Фрейд» Седрика Морриса, «Гилберт и Джордж» Герхарда Рихтера.
25 марта — 21 июня 2020
Александр Бенуа. «Версаль. „Зеркальце“ в Трианоне». 1905. Фото: Государственный Русский музей
Александр Бенуа (1870–1960). К 150-летию со дня рождения художника
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
У мирискусников множество достоинств, и вот еще одно, чисто календарное: они рождались подряд. В 2019 году Русский музей показал юбилейную выставку Константина Сомова, а теперь настала очередь Александра Бенуа — мастера, чье значение для отечественной культуры огромно. Подробностей о проекте пока нет, но очевидно, что в экспозиции будут знаковые вещи из собственного собрания музея, а также, возможно, из других коллекций. А в сентябре — октябре в Корпусе Бенуа откроется выставка «Иван Шишкин. Живопись, рисунки, гравюра из фондов Русского музея» — тоже очень любопытно, но жаль, что без привлечения других собраний.
Март — июнь 2020
Фаберже. «Великий сибирский железный путь». Пасхальное яйцо с моделью сибирского поезда. 1900. Фото: © The Moscow Kremlin State Historical and Cultural Museum and Heritage Site. via
Карл Фаберже & Федор Рюкерт. Шедевры русской эмали
Музеи Московского Кремля, Москва
Накануне Пасхи в Музеях Московского Кремля откроется ювелирная выставка, на которой мы наверняка увидим яйца Фаберже. Но, хотя это имя гарантированно привлекает толпы посетителей, постоянно рассказывать об одном и том же кураторам однозначно скучно. На этот раз Фаберже — это повод поведать публике о его современнике и работнике на аутсорсе — ювелире Федоре Рюкерте, который был непревзойденным живописцем по эмали и выполнял заказы разных фирм. Экспозиция будет дополнена произведениями эмалевого дела других ювелиров, что впервые позволит осветить все направления русской эмали рубежа XIX–XX веков.
17 апреля — 16 августа 2020
Выставка Микеланджело Пистолетто в Музее искусства Филадельфии в 2011 г. Фото: Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
Микеланджело Пистолетто. Ретроспектива
Московский музей современного искусства, Москва
Ретроспектива Микеланджело Пистолетто, лидера арте повера, развернется под сводами особняка на Петровке. Как рассказывал нам сам художник, на выставке будут представлены его ранние, до «зеркальных картин», работы, а также сами «зеркальные картины», произведения из серии «Объекты минус», скульптуры из полиуретана. Также планируется показать экспонаты из Музея арте повера, который Пистолетто создал в Cittadellarte (Биелла, Пьемонт), собрав там работы друзей — художников Марио Мерца, Джузеппе Пеноне, Джильберто Дзорио, Джованни Ансельмо, Лучано Фабро.
9 июня — 13 сентября 2020
Экспозиция I Триеннале российского современного искусства в «Гараже». 2017 г. Фото: Юрий Пальмин / МСИ «Гараж»
II Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»
Музей современного искусства «Гараж», Москва
Тем временем под крышей «Гаража» будет проходить Триеннале российского современного искусства. Как обещают кураторы, проект через предельно живую форму — серию разговоров и встреч (ну и, конечно, выставку) — покажет текущую систему отношений в современном искусстве, причем сделает это иронично. Участниками второй триеннале стали художники, которых порекомендовали участники первой, причем «отцы» должны помочь «детям» при создании работ. Кураторами выступили Валентин Дьяконов и Анастасия Митюшина.
12 июня — 18 октября 2020
Основной площадкой VII Московской международной биеннале молодого искусства станет Музей Москвы. Фото: Музей Москвы
VII Московская международная биеннале молодого искусства
Музей Москвы, Москва
Биеннале молодого искусства будет проходить, как обычно, на множестве площадок и иметь массу мероприятий в параллельных проектах. Партнером и главным выставочным пространством биеннале станет Музей Москвы. Высокие потолки Провиантских складов и их заманчиво белые фасады вместят победителей конкурсов для кураторов и для художников. Что именно там покажут — пока что непонятно, прием заявок только стартовал, но можно быть уверенными в интересном зрелище.
13 июля — 13 сентября 2020
Скульптурная фигурка быка с отверстием в спине. Майкопская культура. Середина III тысячелетия до н.э. Выставка «Ранний железный век. Европа без границ». Фото: Государственный Эрмитаж
Ранний железный век. Европа без границ
Государственный исторический музей, Москва
Осенью Исторический музей в своем выставочном комплексе (бывшее здание музея Ленина) покажет нам совместный российско-германский проект, подготовленный в сотрудничестве с ГМИИ и Государственными музеями Берлина.
Предыдущие выставки цикла были посвящены бронзовому веку и эпохе Меровингов. Историю раннего железного века тоже продемонстрируют через археологические находки, включая завораживающие клады. Подчеркнем, что обещают выставить не только памятники из российских музеев (пускай и новейшие поступления), но и предметы из числа перемещенных после Второй мировой войны ценностей. Первая часть этого проекта под тем же названием пройдет с 26 июня по 27 сентября в Эрмитаже, где ее причисляют к числу главных выставок музея в наступающем году.
27 октября 2020 — 18 января 2021
Анри Сала. «Небесно-голубой». 2008. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Москва. Берлин. Париж
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В Западном крыле Третьяковки на Крымском Валу осенью откроется грандиозная ретроспектива современного европейского искусства. На ней решили объединить художников ХХ–ХХI веков и показать около 200 произведений 81 автора из 35 стран Европы. Это будут художники разных поколений, начиная с великих, таких как Илья Кабаков, Ансельм Кифер или Герхард Рихтер, и заканчивая авторами, которым еще нет и 30-ти. Выставка станет самым большим музейным проектом Третьяковки в будущем году (наверное, поэтому летом мы, в отличие от предыдущих годов, не увидим уже привычного монографического проекта, посвященного юбилею какого-нибудь русского классика). После Москвы выставка отправится в Берлин, а следом — в Париж.
11 ноября 2020 — 21 февраля 2021
Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых. Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Константин Мельников
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва
К 130-летию со дня рождения великого советского архитектора Музей архитектуры, ныне владеющий домом Мельникова в качестве филиала, просто обязан сделать что-нибудь эпохальное. Он и планирует. Выставка, собранная из фондов музея и его филиала, займет все пространство второго этажа основного здания на Воздвиженке. Жаль, конечно, что ее нельзя провести в конструктивистском особнячке Мельникова на Арбате, но, увы, хрупкий домик просто не выдержит такой нагрузки (туда и в постоянную экспозицию можно попасть только по записи в числе маленькой экскурсионной группы).
С ноября 2020
Зал фресок Рафаэля в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Линия Рафаэля. 1520–2020
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Из длинного плана выставок Эрмитажа, честное слово, очень трудно выбрать самое лучшее, но вот, пожалуй, один из хитов. В год 500-летия со дня смерти Рафаэля музей решил рассказать о том, какое влияние художник оказал на мировое искусство в течение пяти сотен лет. Монографическую выставку одного Рафаэля мы, к сожалению, не увидим: такой проект мало кому под силу. Подлинники мастера из собрания Эрмитажа, а также других музеев (например, из Лувра точно приедет «Прекрасная садовница») будут дополнены работами тех, кто продолжал его линию, в том числе на русской земле. В проекте принимают участие Академия художеств, ГМИИ, Русский музей, Третьяковская галерея и другие институции. Эрмитаж обещает показать много ранее не выставлявшихся произведений, а также работы, специально отреставрированные к этому событию.
7 декабря 2020 — 28 марта 2021
Арчимбольдо. «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна». Фото: Skoklosters slott
Джузеппе Арчимбольдо и его время
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Самый сюрреалистичный художник XVI века, придворный мастер императора-алхимика Рудольфа, маньерист Джузеппе Арчимбольдо будет показан в России впервые. Из нескольких музеев по всему миру соберут восемь знаменитых голов-коллажей. Всего на выставку обещают привезти около 80 работ, в том числе произведения современников Арчимбольдо, с помощью которых кураторы покажут, каково было его место в широком контексте европейской культуры маньеризма. Выставка Арчимбольдо в стенах ГМИИ сменит обширную экспозицию «Шедевры из Музея Каподимонте в Неаполе», ренессансные и барочные картины которой можно воспринимать одновременно и как предисловие, и как послесловие к Арчимбольдо и его фантазиям.
С декабря 2020