Йозеф Хоффман. Самовар. 1904–1905. Фото: Department of Culture and Tourism – Abu Dhabi/APF
«Десять тысяч лет роскоши» — беспрецедентный проект, задуманный и осуществленный Лувром — Абу-Даби совместно с французскими музеями, и прежде всего парижским Музеем декоративных искусств. Его директор Оливье Габе выступил куратором этой выставки, уже в своем замысле заслуживающей эпитета эпохальной.
Она объединяет 350 экспонатов из 30 стран, включая ювелирные украшения, мебель, дизайн, моду, произведения искусства. «Роскошь сегодня окружает нас везде: в предметах, образах, языке. Эта выставка собрана из раритетов, хранящихся во французских национальных музеях, но также и из недавних археологических находок в Абу-Даби. Мы предлагаем новый способ понимания того, что такое роскошь, и прослеживаем ее исторические истоки», — говорит Габе.
Марк Ньюсон. Песочные часы. 2015. Стекло, позолоченные стальные шарики. Фото: Philippe Joner, 2015
В наши дни мировые музеи часто обращаются к теме роскоши, охотно показывая звезд моды и дизайна. Достаточно сказать, что в парижском Фонде Louis Vuitton сейчас идет выставка дизайнера-новатора, модернистки Шарлотты Перриан, а год назад нью-йоркский Метрополитен-музей рискнул посвятить большую выставку католическому вкусу, сравнив церковные облачения с экстравагантными созданиями современного кутюра. Такие шоу неизменно собирают толпы, становясь чемпионами по посещаемости. Сфера, которая в русском языке скучно описывается выражением «декоративно-прикладное искусство», имеет немало адептов, и тут есть примеры блестящих выставок — как идущая сейчас в Музее Леопольда в Вене выставка о рождении стиля модерн «Вена-1900» или яркие инсталляции Музея Виктории и Альберта в Лондоне. Что касается древности, то артефакты исчезнувших цивилизаций чаще попадают в раздел археологии и под углом «роскоши» их рассматривают редко.
Так что сама идея объединить эти столь разные культурные сферы, найти общее между богатыми орнаментами мамлюкского ковра XV века из Египта и доведенными до последней степени минимализма песочными часами нашего современника австралийца Марка Ньюсона, выстроить единое повествование, рассказывающее, как за века изменялось само понятие роскоши, кажется необычайно смелой.
Жан-Батист-Клод Одьо. Супница. 1819. Париж. Фото: Musée des Arts Décoratifs, 2016
Впрочем, Лувр — Абу-Даби, открывшийся два года назад, сам по себе является плодом амбициозного эксперимента, возможно самого грандиозного в новейшей музейной истории. Напомним, что он появился на искусственном острове Саадият в результате соглашения Абу-Даби с французским правительством, по которому новому музею на 30 лет передается в пользование имя Лувра, а также экспонаты из его коллекции. Фантастическое здание, больше похожее на город с каналами, было построено по проекту знаменитого французского архитектора Жана Нувеля, и ноу-хау музея состоит как раз в том, чтобы сблизить европейские ценности и культуру Востока.
Манюэль Рабате, директор Лувра — Абу-Даби, говорит: «На этой выставке мы исследуем, как человечество было связано с роскошью, рассматривая тему будто в длиннофокусном объективе с античных сокровищ до высокой моды наших дней. Такой подход составляет суть универсального нарратива Лувра — Абу-Даби, являясь частью нашей ДНК».
В 12 залах не просто показаны раритеты, но и сформулированы разные концепции роскоши. В древних цивилизациях Месопотамии и Ближнего Востока ценность предметов определялась прежде всего ценностью и редкостью материалов, из которых они были изготовлены, а также их символической важностью с точки зрения верований и обрядов. В Средние века предметы роскоши начали путешествовать из страны в страну, получив широкое распространение благодаря новым торговым путям и развитию технологий.
Кристиан Диор. Вечерний ансамбль «Аделаида». 1948. Фото: MAD, Paris — Jean Tholance
Естественно, что на такой выставке особое место уделено Парижу, ставшему мировой столицей роскоши начиная с XVII века, когда создается блистательный Версаль и на пышные причуды королевского двора начинают заглядываться все соседи. В XVIII столетии важную роль в расцвете рынка роскоши сыграли marchand-mercier, торговцы галантерейными товарами и предметами искусства. На выставке воссоздана лавка такого маршана со всем ее ассортиментом, прообраз не только современных модных брендов и их завлекательных бутиков, но и нынешних художественных галерей.
В следующих залах зрителей ждут новые повороты темы. Промышленная революция привела к попыткам сделать роскошное массовым, что можно видеть в прекрасных образцах стилей ар-нуво и ар-деко. Однако уже в ХХ веке понимание роскоши кардинально меняется: дизайнеры стремятся к простоте и минимализму, возводят в культ натуральные материалы, подчеркивающие близость к природе, и ищут новые ресурсы — как образов, так и их интерпретаций. Выставка представляет феномен модных именных домов во всем их великолепии — тут и ставшие иконами стиля винтажные наряды от таких грандов, как Коко Шанель, Эльза Скьяпарелли, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран, Карл Лагерфельд, Аззедин Алайя, так и современные шедевры знаменитых брендов, в числе которых Cartier, Hermès, Louis Vuitton, Van Cleef & Arpels.
Арман-Альбер Рато. Ширма «Лисицы». 1921–1922. Фото: MAD, Paris — Jean Tholance
В финале выставка ставит вопрос: «Что такое роскошь сегодня?» Ответ кажется парадоксальным, но только на первый взгляд: «Это то, что нельзя купить за деньги». Понимание роскоши на наших глазах все больше смещается от производства искусно сделанных вещей, товарно-денежных отношений к новой философии жизни. В эпоху консюмеризма и перепроизводства роскошью становится свободное время, свобода передвижения, свобода выбора. На первый план выдвигаются художники, которые исповедуют принципы «устойчивого развития», то есть стремятся к экологичности и даже этичности своих изделий. Эпоха соцсетей и броуновской циркуляции имиджей порождает новых героев — звезд Instagram и уличной моды, и без демократичности теперь не может быть и элитарности.
Культурная программа выставки посвящена феномену «дивы» — женщинам, ставшим объектом всеобщего поклонения. И это отнюдь не только оперные примадонны прошлого и современные топ-модели. Серия концертов и перформансов отдает дань великим героиням арабского мира — популярнейшим певицам, египтянке Умм Кульсум (1904–1975) и ливанке Файруз (р. 1935), чей псевдоним значит «бирюза». Файруз часто зовут «матерью ливанского народа». Так что и здесь музей следует своей объединяющей миссии.
Наконец, посетителей выставки ожидает еще один сюрприз — это USO, то есть «неопознанный ароматный объект». Эфемерная инсталляция в виде облака духов создана парфюмером Cartier Матильдой Лоран с использованием новейших технологий управления климатом. Это первая подобная инсталляция в арабском регионе. Чтобы окунуться в облако, нужно подняться в стеклянную капсулу под гигантским куполом музея — и оценить остроумный отсыл к древним временам, когда благовония были драгоценностями.
Лувр — Абу-Даби
Десять тысяч лет роскоши
29 октября — 18 февраля 2020