Вид на ГЭС-2 с Болотной набережной. Рендер. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Пространство фонда V-A-C, которое прославленный архитектор Ренцо Пьяно возводит в дореволюционном здании ГЭС-2 в самом центре Москвы, откроется для публики в сентябре следующего года.
Проект здания фонда V-A-C внутри. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Первым проектом, который покажут на московской площадке V-A-C, будет «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» исландского художника Рагнара Кьяртанссона, представившего накануне шестичасовой перформанс «Печаль победит счастье» в Театре им. Маяковского.
Михельсон подтвердил прежние планы относительно того, что концептуально пространство V-A-C на ГЭС-2 музеем не станет, несмотря на все его внешние атрибуты: выставочные и концертный залы, образовательную зону, мастерские, а также помещения для хранения коллекции фонда. «Мы ожидаем, что люди будут туда приходить и приносить свои идеи», — отметил он.
Да будет свет!
Проект здания фонда V-A-C внутри. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
«Раньше это было промышленное здание, а сейчас будет прозрачный светлый объем со стеклянной крышей, где льющийся, словно в кафедральном соборе, свет будет очень важным компонентом», — рассказал о трансформации ГЭС-2, с 1907 года обеспечивавшей электричеством трамваи в центре Москвы, руководитель бюро Renzo Piano Building Workshop Ренцо Пьяно.
По его словам, важно было привести строение в соответствие с современными тенденциями в архитектуре и сделать его экологически устойчивым, поэтому на крыше установят солнечные батареи, а в системе поддержания климата будут участвовать трубы высотой 70 м, так что здание фонда V-A-C будет в прямом смысле видно издалека.
Cолнечные батареи, установленные на крыше ГЭС-2, должны производить 330 МВт/ч. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Пьяно провел параллели между работой над ГЭС-2 для V-A-C и Центром Помпиду, построенным им в Париже вместе с Ричардом Роджерсом в 1977 году, когда в памяти еще были свежи воспоминания о майских событиях 1968 года и им хотелось сделать нечто смелое и ни на что не похожее. Так и сейчас, по его словам, московская площадка станет настоящим местом свободы благодаря ощущению отсутствия границ. По замыслу архитекторов, посетители сначала попадают на площадь перед зданием, которая продолжается в его общественных пространствах и переходит в «улицу» под 22-метровым нефом, которая, в свою очередь, не заканчивается на первом этаже, а ведет дальше по системе балконов, террас и галерей.
«Свобода должна начинаться с возможности войти и перемещаться в любое место, эти пространства — открытые и трансформирующиеся под любое событие», — рассказал Пьяно.
Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Одним из таких мест будет зал, условно называемый сейчас «театром», «задником» из стекла обращенный к еще одному примечательному элементу — березовой роще, что высадят у Патриаршего моста. Он, а также прилегающие пространства, в том числе спуск к воде с Болотной набережной, в настоящее время благоустраиваются городскими властями. Глава Департамента культуры, министр Правительства Москвы Александр Кибовский отметил, что реконструкция ГЭС-2 — крайне важный для города проект, позволяющий, благодаря звездному архитектору, конкурировать с мировыми мегаполисами по части качества архитектуры.
Общая площадь комплекса составит около 41 тыс. кв. м, здания — 19 тыс. кв. м, из них под выставочные залы будет отведена примерно половина. Предусмотрено множество помещений для активной деятельности: творческие мастерские по керамике, текстилю, металлу, лекционные аудитории, студия звукозаписи, лаборатория, библиотека.
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
«Фактически вместе с кварталами Третьяковки и Пушкинского мы получаем расширяющееся культурное пространство около Кремля. Я не сомневаюсь, что на этой площадке будут делать такие проекты, ради которых люди специально будут приезжать в Москву», — сказал Кибовский.
Для того чтобы была возможность делать проекты, Михельсон объявил об учреждении эндаумент-фонда. Что касается общей стоимости проекта, то раскрывать ее он отказался, заметив лишь, что «то, что в голове было — страшная цифра, — на сегодня умножил на два».
Фабрика искусства и пять сезонов размышлений
Здание фонда V-A-C. Рендер. Фото: Renzo Piano Building Workshop (RPBW)
Генеральный директор фонда V-A-C Тереза Иароччи Мавика развила мысль о том, что фонд не музей, таким образом: это будет не пространство, где искусство демонстрируется, а место, где оно рождается. Она подчеркнула, что ГЭС-2 станет «не архивом, а фабрикой», культурной институцией нового типа.
«Мы ничего не имеем против классических музеев. Пусть музеи в традиционном понимании хранителей наследия будут и дальше существовать и развиваться, — сказала она. — Но мы в своей деятельности хотим чего-то большего. Мы предпочитаем, чтобы ГЭС-2 существовала среди людей, стала частью города, не только встроилась в его ландшафт, но и выступала активным элементом самой городской жизни. Если хотите, называйте наш проект „музеем“, однако учтите, что для нас „музей“ — это не храм, а агент, архитектор тех межличностных отношений, которые делают опыт пребывания в городе действительно современным».
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов
А художественный директор фонда V-A-C Франческо Манакорда сообщил, что фондом подготовлен цикл выставок, объединенных общим названием «Пять сезонов», каждая из них будет идти по полгода. Проект под названием «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона пройдет под девизом «Как не поддаться колонизации?». Художнику предложили поразмышлять над знаменитой американской мыльной оперой, чье название приобрело в русском языке переносное значение. Первый сезон будет весьма деятельным, и в нем будет несколько символических элементов; других авторов приглашать к участию Кьяртанссон планирует сам. Художник создаст внутри так называемого проспекта (центральный неф основного здания) телестудию для реконструкции сцен из «Санта-Барбары», а участие в ней примут актеры, художники и все желающие. «Возвращение „Санта-Барбары“ в виде коллективной телереконструкции объединит на одной сцене дурачество и рефлексию. Эпиграфом к этой постановке может стать знаменитая фраза Фигаро: „Эти шутки не мешают мне думать“», — гласит пресс-релиз.
Во втором сезоне, как сказал Манакорда, мы будем размышлять о том, что такое истина. Выставка получит название «Правда» с подзаголовком «Зачем реализм?» и будет рассуждать о том, какую роль он может сыграть в самых различных современных художественных течениях, включая театр и музыку.
Трансформация ГЭС-2. Состояние стройки на сегодняшний день. Фото: V–A–C/Глеб Леонов Фото: V–A–C/Глеб Леонов
Третья выставка, «Мать», будет исследовать тему «Почему Родина — мать?». Она поведает о гендерных и семейных стереотипах; изучит вопрос, почему слово с мужским корнем «Отчизна» россиянам не близко, а вот «Родина-мать» — наоборот; углубится в сексуализированные фантазии о России и символику вечной женственности Софии — Премудрости Божьей.
Следующим проектом будет «Космос», перефразирующий кабаковскую фразу в подзаголовке «В будущее возьмут всех!». Приглашенные художники изучат космологию будущего, потенциал его прогнозирования, вопрос колонизации межпланетного пространства — и все это как способ познать самого себя.
Наконец, завершит программу «Пяти сезонов» ГЭС-2 экспозиция «Еле слышно», получившая девизом фразу из Библии: «Глас хлада тонка». В ней, как объяснил Манакорда, уровень патетики и накал повествования снизятся — в более мягкой тональности кураторы расскажут о том, как взаимодействуют пространства, помещения, тихие голоса. В этом проекте здание ГЭС-2 и его архитектурные элементы станут полноправными участниками художественного диалога.