Чимабуэ. «Осмеяние Христа». XIII в. 20 на 26 см. Продана за €24,1 млн анонимному покупателю из Франции. Фото: Courtesy of Actéon and Eric Turquin
Картина XIII века «Осмеяние Христа», обнаруженная на кухне пожилой француженки и атрибутированная флорентийскому мастеру Ченни ди Пепо, известному как Чимабуэ и творившему в период между 1272 и 1302 годами, ушла с молотка за €19,5 млн (€24,1 млн с учетом комиссии).
Картину, написанную темперой на доске из тополя высотой 26 см, выставил на торги аукционный дом Actéon в городе Санлис на севере Франции. Эстимейт лота составил €4 млн — €6 млн. Его приобрел анонимный покупатель, обошедший восемь конкурентов. По итогам торгов картина стала восьмой в списке самых дорогих работ старых мастеров и самой дорогой из числа созданных до 1500 года и когда-либо проданных на аукционе.
«Ей интересовались все самые известные мировые музеи», — говорит Эрик Тюркен, парижский эксперт, атрибутировавший картину. «Живой интерес проявили и коллекционеры современного искусства, с которыми мы до этого не были знакомы, что для нас, специалистов по творчеству старых мастеров, стало неожиданностью», — добавляет он.
Картину в июне обнаружила аукционистка Филомена Вольф на распродаже имущества из дома, расположенного в соседнем Компьене. «Для семьи эта картина была особенной, но они всегда думали, что это просто икона», — рассказала The Art Newspaper Вольф перед состоявшейся в конце сентября пресс-конференцией, на которой была впервые представлена работа.
Тюркен полагает, что «Осмеяние Христа» — часть небольшого полиптиха Чимабуэ, в состав которого также входят «Бичевание», с 1950 года находящееся в Коллекции Фрика, и «Мадонна с младенцем на троне с двумя ангелами», которую в 2000 году приобрела Национальная галерея в Лондоне. Она должна была отправиться на торги, но была куплена для государственной коллекции частным образом приблизительно за £7,2 млн.
Перед торгами Тюркен рассказал The Art Newspaper, что в авторстве Чимабуэ его окончательно убедило расположение дыр, образованных жизнедеятельностью личинок жука-древоточца, — на определенном этапе полиптих разрезали, и отверстия на найденной картине совпадают с отверстиями на других частях. «Это была одна доска из тополя, — сказал Тюркен. — У нас есть объективные доказательства его авторства».