Зал Рембрандта. Фото: Государственный Эрмитаж
Эрмитаж — Году Рембрандта. «Падение Амана»: образы Рембрандта в отражении времени
Государственный Эрмитаж
5 октября — 19 января
Этот год для Рембрандта юбилейный, и многие европейские музеи устраивают отдельные посвященные ему ретроспективы. У Эрмитажа нет особой нужды собирать Рембрандтов из других музеев для монографической выставки: у него самого богатейшая коллекция. В Петербурге пошли по другому пути: выбрали из имеющегося собрания одну картину — «Падение Амана» — и построили вокруг нее выставочный проект. Не такая прославленная, как другие эрмитажные Рембрандты, она дает возможность развернуть в Аполлоновом зале Малого Эрмитажа увлекательнейшую историю.
Мариан Пиделасерра. «Желтые бани. Утреннее солнце». 1900–1901. Частное собрание, Барселона. Фото: Музей русского импрессионизма
Импрессионизм и испанское искусство
Музей русского импрессионизма
10 октября — 26 января
Редкая возможность увидеть полотна, графику и скульптуру из 14 музеев Испании, в том числе Национального музея Каталонии и Музея изобразительных искусств Бильбао, и из частных коллекций и открыть для себя неведомый и красочный мир испанского импрессионизма. Кроме Игнасио Сулоаги и Хоакина Сорольи — флагманов иберийского искусства того времени, в Москву привезут многих менее известных авторов, работавших в 1880–1910-е годы бок о бок с французскими импрессионистами. Любопытно будет взглянуть на работы Мариано Фортуни, отца знаменитого дизайнера.
Василий Поленов. «Московский дворик». 1878. Фото: Google Cultural Institute
Василий Поленов
Государственная Третьяковская галерея
16 октября — 16 февраля
На смену гигантской ретроспективе Ильи Репина приходит монографическая выставка другого русского классика, тоже юбилейная. В этом году Василий Поленов отмечает 175-летие. В залах Новой Третьяковки на Крымском Валу соберут более 150 произведений художника из 14 российских музеев и частных собраний, от пейзажа и портрета до религиозной живописи и театральных декораций. Из Русского музея на выставку специально привезут гигантское полотно «Христос и грешница». Предусмотрено также много дополнительных тематических мероприятий.
Йоко Оно на выставке Double Fantasy — John & Yoko в Музее Ливерпуля. Фото:
PA Wire/PA Images
Йоко Оно
Московский музей современного искусства
16 октября — 24 ноября
Выставка в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» призвана раскрыть основные элементы художественных практик Йоко Оно. Обещают, что ядром экспозиции станут «Инструкции» — эту серию художница создает с 1960-х годов. Эфемерные произведения иногда ограничены текстовыми указаниями, а иногда принимают форму объектов, ожидающих воздействия от зрителя.
Аджигольский маяк системы инженера Владимира Шухова под Херсоном. Фото: Фонд «Шуховская башня»
Шухов. Формула архитектуры
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
22 октября — 19 января
Крупнейший за последнюю четверть века показ творчества великого архитектора, организованный Музеем архитектуры и фондом «Шуховская башня». Проект, где обещают собрать более 30 работ, займет целую анфиладу залов. Экспонаты на выставку предоставят главные московские архивы, а также Институт легких конструкций в Штутгарте и мюнхенский Музей архитектуры. Помимо чертежей, будут показаны макеты, фотографии, рукописи. Отдельный зал будет посвящен не очень известной области интересов Шухова — разработкам для нефтяной промышленности.
Иосиф Школьник. «Натюрморт с вазами». Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Союз молодежи
Еврейский музей и центр толерантности
24 октября — 20 января
Проект «Союз молодежи», посвященный творческому объединению авангардистов начала ХХ века, куда входили Михаил Ларионов, Казимир Малевич, Ольга Розанова, Владимир Татлин и многие другие, с успехом прошел в Петербурге, в Государственном Русском музее. Теперь он переезжает в Москву, в стены авангардистского Бахметьевского гаража. Выставка, созданная совместными усилиями ГРМ, Еврейского музея и «Энциклопедии русского авангарда», представляет более 80 произведений, в том числе малоизвестные работы из Русского музея, художественных музеев России, Латвии и трех частных собраний.
Серебряный пресс для промокательной бумаги. Фирма Ивана Хлебникова. Россия, Санкт-Петербург. 1880-е. Фото: Государственный исторический музей
Фаберже и придворные ювелиры
Государственный исторический музей
19 ноября — 30 апреля
В Историческом музее знаменитый ювелир Карл Фаберже и его фирма будут представлены как придворные поставщики, обеспечивавшие Романовых и аристократию самыми разнообразными предметами роскоши, а не только широко известными пасхальными яйцами. В экспозиции покажут настольные украшения и аксессуары, драгоценности и серебряную скульптуру. Предметы Фаберже дополнят произведениями фирм Павла Овчинникова, Игнатия Сазикова и Ивана Чичелева, не уступающими им по качеству и художественным достоинствам.
Шпалера «Возвращение с охоты». Фландрия или Франция. Середина XVI в. Фото: IN ARTIBUS
Тканое великолепие. Фламандские шпалеры XVI–XVII веков
Фонд IN ARTIBUS
22 ноября — 2 февраля
Государственный Эрмитаж решил представить публике не слишком известную часть своего обширного собрания, а именно коллекцию шпалер — безворсовых стенных ковров с изображениями на библейские, аллегорические и исторические сюжеты. Сам музей покажет произведения, вытканные в XIX–XX веках, а на выставку в Москву привезут экспонаты, относящиеся к периоду расцвета этого искусства во Франции, Фландрии и Италии — XVI–XVII столетий. Их соединят со шпалерами и керамикой из коллекции основателя фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой. В числе произведений ткацкого искусства, которые можно увидеть на выставке, — шпалеры «Аллегорическая сцена рыбной ловли» (Фландрия, 1550–1560-е) и «Возвращение с охоты» (Фландрия или Франция, вторая половина XVI века). Выставку будет сопровождать лекционная программа с участием хранителя коллекции тканей и шпалер Государственного Эрмитажа Татьяны Лехович.
Жан-Марк Натье. «Портрет Петра I». 1717. Фото: Государственный Эрмитаж
Петр. Первый. Коллекционер, исследователь, художник
Музеи Московского Кремля
28 ноября — 8 марта
Выставка расскажет о Петре I не только как о в Европу прорубившем окно государственном деятеле, но и как о покровителе наук и искусств, создателе первого в России публичного музея. Около 200 экспонатов на ней — это и мемориальные вещи, и архивные документы, оружие, медали, монеты, принадлежавшие императору научные инструменты и предметы из его «Китайской» и «Сибирской» коллекций. Зрители увидят как буквально только что отреставрированные вещи (например, алмазную шапку царя Петра из собрания Оружейной палаты), так и экспонаты из Эрмитажа, Кунсткамеры и других петербургских музеев и архивов. В проекте также примут участие Третьяковская галерея и Музей-усадьба «Кусково». Важное дополнение к экспозиции — уникальные предметы из дрезденского музея «Зеленые своды», Музея истории Амстердама и британского Национального морского музея.
Александр Самохвалов. «Метательница диска». 1930-е. Литография. Фото: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
Дейнека — Самохвалов
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Ноябрь — январь
К 120-летию со дня рождения Александра Дейнеки в Петербурге пройдет большая выставка, в которой примут участие более 30 музеев. Любопытно, что она будет построена по принципу диалога с другим великим певцом советского спорта — Александром Самохваловым. Картины современника Дейнеки удачно дополнят экспозицию, позволяя более детально рассмотреть ту эпоху с позиций и московской, и ленинградской школ.
Лучо Фонтана. «Пространственный концепт. Ожидание». 1961. Частное собрание. Фото: Fondazione Lucio Fontana/ Даниэль Молайоли
Лучо Фонтана
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Ноябрь — февраль
Мультимедиа Арт Музей совместно с миланским фондом художника устраивает первую в Москве ретроспективу итальянца Лучо Фонтаны. Из Музея Новеченто, Фонда Prada и Национальной галереи современного искусства на выставку привезут 60 его произведений — от самых первых экспериментов со скульптурой до спациалистских, то есть пространственных, работ, а также знаменитые вещи из серий «Разрезы» и «Смерть Провидения».
Томас Гейнсборо. «Две собаки Бич и Паппи» («Померанский шпиц со щенком»). 1777. Фото: Tate
Гейнсборо
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
3 декабря — 9 февраля
Выбрать лучшее среди проектов Пушкинского музея в новом сезоне на самом деле трудно. Остановимся на классике — англичанине Томасе Гейнсборо, тем более что в России он представлен лишь в Эрмитаже. В Москву, в главное здание ГМИИ, планируют привезти экспонаты из лондонских Национальной и Национальной портретной галерей, Музея Виктории и Альберта, Тейт и нескольких других важных британских институций. Любопытно, что произведения Гейнсборо покажут в окружении работ художников, которыми он вдохновлялся, в частности Питера Пауля Рубенса и Антуана Ватто.