События последнего месяца на валютном рынке намного точнее показывают уровень реального одобрения действий российских властей и со стороны населения. Можно бесконечно, как мантру, повторять слова о более чем 80%-ной поддержке российского президента. Но, когда национальная валюта падает за месяц на 15%, а все продолжают покупать доллары и евро, то тем самым население выражает вотум недоверия всей российской власти.
Это недоверие президенту, который готов править властью написанного им закона, но не готов поставить себя под власть закона.
Это недоверие премьер-министру, который сначала делает публичное заявление о том, что налоги в России повышены не будут. А потом поддерживает, якобы, думские инициативы, вводящие абсолютно сумасшедшие новые поборы с малого бизнеса, и наказывающие рублем те нефтяные компании, которые поверили обещаниям государства и вложились в глубокую реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов.
Это недоверие правительству, которое в немыслимом количестве издает все новые регулирующие документы, зачастую противоречащие друг другу. Правительству, которое не просто отобрало у будущих пенсионеров их накопления, но и разрушило доверие тех, кому до пенсии еще далеко, к пенсионной системе, в целом.
Это недоверие Центральному банку. Который сначала говорит о том, что будет бороться с инфляцией и не будет сдерживать курс рубля. А потом спокойно смотрит на то, как инфляция ускоряется, зато тратит десятки миллиардов долларов на валютные интервенции. Результатом которых является не сдерживание девальвации рубля, а обогащение банков, которым Центральный банк дает кредиты. За последний месяц выигрыш банков на падении курса рубля составил, вдумайтесь, более 400% годовых. После чего один из руководителей Банка России говорит, ну, да, наша политика поощряла спекулятивные стратегии…
Это недоверие судебной системе, которая объявляет уголовным преступлением любую экономическую активность, если прибыль от бизнеса достается политическим оппонентам власти или их знакомым. Которая за полтора часа готова принять решение о национализации компании после ее пусть и незаконной приватизации, но случившейся двадцать лет назад.
Я не идеалист. И понимаю, что для российских властей такой вотум недоверия – что божья роса. Что свою поддержку они строят с опорой на те две трети российских семей, которые не только долларов не видели, но и, вообще, хоть каких-то сбережений не имеют. Но жизнь меняется гораздо быстрее, чем это представляется чиновникам. Многих может не волновать курс доллара, но рост цен волнует всех.
Опросы социологов показывают, что уже 55% населения заметили ускорившийся рост цен. А индекс потребительских настроений, подскочивший было весной, уже опустился до уровня ниже среднего за последние пять лет.
Экономические проблемы имеют отвратительное свойство не рассасываться со временем, а, напротив, набирать силу. И опыт истории учит, что нежелание политика решать проблемы экономики сегодня, обязательно приводит к тому, что эти проблемы будет решать другой.
Сергей Алексашенко
Источник: echo.msk.ru