Цена на нефть опустилась до $85 за баррель. Понятно, что это значит для российского бюджета и для курса рубля. Но есть еще одна важная вещь — что это значит для китайского нефтяного контракта.
Напомню, что 21 мая 2014 года было объявлено, что Путин подписал контракт на поставку газа по «восточному» (т.е. через трубопровод «Сила Сибири») маршруту. Было официально объявлено, что контракт сроком на 30 лет предусматривал поставку 38 млрд куб. м российского газа в год. Общая цена сделки составляла 400 млрд Эксперты мигом посчитали, что Россия будет поставлять газ Китаю по $350 за 1000 кубов.
Однако, как сообщал пресс-релиз «Газпрома», формула цены привязана к нефтяной корзине. И когда контракт подписывали, то нефть стоила $109 за баррель. Сейчас она стоит $82 Так что при нынешней цене Кремль будет поставлять газ по $263 за 1000 кубов, а общий объем контракта составит не 400, а скорее 300 млрд.
Что еще изменилось за это время?
Ну, во-первых, возросла цена строительства газопровода.
Напомню, что Россия поставляет газ в Европу из разведанных месторождений по построенным газопроводам. Для того чтобы доставить газ в Китай, надо разведать и освоить два новых месторождения — Иркутское и Чаяндинское и построить газопровод «Сила Сибири».
Накануне подписания затраты на строительство «Силы Сибири» и освоение месторождений оценивались в $60 млрд Сейчас «Газпром» определяет эту цену в $100 млрд
Даже при цене $350 за 1000 кубов и стоимости строительства $60 млрд контракт, по мнению экспертов, находился ниже точки рентабельности. Вопрос: где он находится теперь, при цене газа на четверть ниже и цене строительства на $40 млрд дороже?
Для того чтобы цифры сходились, Владимир Путин даже освободил эти месторождения от уплаты НДПИ. В переводе на русский язык это означало, что казна не будет иметь с «контракта века» ничего, а заработают только те, кто прокладывает и откатывает. Вопрос: от чего теперь еще надо освободить проект, чтобы хоть как-то уменьшить убытки?
Напомню, что в свое время Михаил Ходорковский предлагал построить «совмещенный» нефте- и газопровод в Китай, что, собственно, и явилось одной из причин его посадки. Трубопровод Ангарск—Дацин был бы частным и обошелся бы, по подсчетам ЮКОСа, в $5 млрд
Напомню так же, что строительство трех веток туркмено-узбекского газопровода в Китай обошлось Китаю в $7 млрд за 6,4 тыс. км —примерно по миллиону долларов за километр.
Это не все. «Газпром» заявлял, что поставки газа в Китай по «Силе Сибири» начнутся уже в 2018 году. Однако в сентябре один из менеджеров «Газпрома» Селин неосторожно заявил, что поставки начнутся только в 2020-м и то в объеме не более 5 млрд кубов. Селин немедленно был уволен, но кошка выпрыгнула из мешка.
Замечу, для сравнения, что туркмено-китайский газопровод начал строиться в 2007-м, и первая и основная его ветка протяженностью 2 тыс. км была пущена в 2009-м.
Но и это не все.
Меморандум о намерениях заключить контракт на поставки российского газа был подписан Путиным с китайцами еще в 2006 году, и после этого перед каждой встречей Путина с руководителями КНР неизбежно сообщалось, что вот на этой-то встрече, наконец, все окончательно и будет подписано.
Перед майским (этого года) визитом Путина истерика достигла апогея. ЕС как раз ввела санкции против России, и Кремлю было необходимо любой ценой заключить контракт с Китаем, чтобы показать европейцам в его — кремлевском — понимании кузькину мать, а в реальности — продемонстрировать, что он может быть сырьевым придатком не только Европы, но и Азии. Китаю, наоборот, спешить было ни к чему. В условиях, когда положение России становилось все безвыходнее и притом что газовики заявляли о готовности начать строительство «Силы Сибири», даже если контракт не будет подписан (что трудно было интерпретировать иначе, как желание зарыть деньги в землю любой ценой), китайцы могли давить на Россию как хотели.
Поэтому многие эксперты сомневались, что китайцы подпишут окончательное соглашение. Они, казалось бы, были посрамлены. Россия громко объявила о подписании.
Вот только 10 октября 2014 года на сайте «Газпрома» появился пресс-релиз, гласящий, что: «Сегодня в Пекине состоялась встреча Председателя Правления Алексея Миллера и Первого заместителя Премьера Государственного Совета КНР Чжан Гаоли», на которой «стороны обсудили ход подготовки Межправительственного соглашения для организации поставок российского трубопроводного газа в Китай по восточному маршруту».
Вот те раз! Значит, окончательного соглашения таки не было?
Такое впечатление, что строительство «Силы Сибири» было необходимо кремлевским пиарщикам просто потому, что в Европе строительство «Южного потока» накрылось медным тазом. Все равно, где закапывать деньги, — на западе или на востоке, главное — закопать.
Юлия Латынина
Источник: novayagazeta.ru