Трамп наметил для экономики США три идеи, полезные России

На днях Дональд Трамп подтвердил в конгрессе свои базовые экономические предвыборные обещания и в общих чертах обрисовал перед законодателями, в чем рассчитывает на их поддержку. Какие его идеи могут быть полезны и для России?


фото: ru.wikipedia.org

Две реформы

В принципе идеи Трампа можно разделить на две группы. Реформы вовне и внутри. Эффективность первых вызывает большие сомнения. Например, в конгрессе Трамп раскритиковал Североамериканскую зону свободной торговли НАФТА, вступление Китая во Всемирную торговую организацию и торговый дефицит США. Мало того, что все эти события в мировой экономике, как считает Трамп, носят «трагический» для США характер, президент заявил, что намерен «работать по их преодолению».

Рост внешнеторгового дефицита своей страны можно преодолевать, но как, например, преодолеть состоявшееся вступление Китая в ВТО? Единственным способом — затеять международные разбирательства по поводу нарушений Китаем норм ВТО. Но это длительный и обоюдоострый процесс. Можно не сомневаться, что Китай найдет поводы для встречных обвинений. Это пролог к торговым войнам. Хотя состоится ли масштабная торговая война между первой и второй экономиками мира — еще большой вопрос, потому что ущерб будет нанесен обеим сторонам. Да и мировой экономике в целом. Но с повестки дня такое развитие событий не снято.

В конгрессе Трамп базировался на своем излюбленном слогане: «Покупай отечественное, нанимай американцев!». Экономический патриотизм налицо.

На самом деле эффект может получиться совсем не таким, как ожидается. Покупать американское, если оно дороже и не эксклюзивного качества, потребителя просто не заставить. Что же касается найма американцев, то стоит задаться вопросом, почему в принципе экономически рентабельным может оказаться перенос производств из-за рубежа в США, о чем постоянно говорит Трамп? Потому что они роботизированы. И чем больше роботизированы, тем больше шансов на репатриацию.

Те же самые автосборочные предприятия, вокруг которых, в частности, разгорелся конфликт Дональда Трампа с американскими предпринимателями, давно в первых рядах тех, кто внедряет автоматизированные или роботизированные производства. Другими словами, обещанный эффект роста занятости американцев может оказаться на практике совсем не тем, что на митинге. С популизмом, впрочем, всегда так.

Триада президента

Идеи внутренних экономических реформ вызывают больший интерес. Что же собой представляет трампономика, так сказать, изнутри? В самом общем виде она выглядит так: снижение налогов на бизнес и на средний класс, сокращение социальных расходов, рост государственных инвестиций на инфраструктурные проекты.

Трамп назвал «историческими» готовящиеся инициативы по снижению налогов на прибыль и на средний класс. Как именно это будет сделано, пока неясно.

Одновременно президент призвал законодателей одобрить инициативу об инвестировании в американскую инфраструктуру $1 трлн. Эти средства, как государственные, так и частные, он призвал вкладывать в строительство дорог, аэропортов и нефтепроводов. Президент подчеркнул, что Америка потратила «почти $6 трлн на Ближний Восток, тогда как ее собственная инфраструктура оставляет желать лучшего. «С этими деньгами мы могли бы дважды восстановить нашу страну», — заключил Трамп.

Масштаб налицо. Здесь есть некое теоретическое противоречие. Снижение налогов — мера вполне либеральная. Расширение государственных инвестиций — из другого арсенала. На этом стоит ненадолго остановиться.

В России все идеи расширить государственные инвестиции в те же инфраструктурные проекты сразу наталкиваются на возражения: зачем еще больше расширять госучастие в экономике? С одной стороны, логично. Но с другой — в России есть очевидная потребность в улучшении инфраструктуры, гораздо более острая, чем в США. Столь же очевидно, что силами частных инвестиций она никогда решена не будет. Тогда остается единственная возможность — расширять инфраструктурные государственные инвестиции и сокращать участие государства на других полях, которых в России с лихвой хватает. Но этого не делается, в том числе и по указанным «теоретическим» соображениям. А вот Трампу наплевать на теории, он видит проблему, понимает, что решить ее можно государственными инвестициями, за которыми пойдут и частные, — и берется за решение. Эту манеру неплохо было бы перенять.

Естественно, возникает вопрос: расширение расходов на инфраструктуру, а Трамп в предвыборных речах говорил и о росте военных расходов, сокращении налогов, так откуда же деньги?

Тему бюджетного дефицита Трамп в конгрессе столь же ярко, как дефицита внешнеторгового баланса не поднимал. Можно предположить, что главный расчет делается на рост экономики. Но есть и зона, где расходы будут сокращаться. Очень любопытен порядок шагов реформ, изложенный Трампом в конгрессе: «Налоги будут после здравоохранения». Сначала сократить социальные расходы, а уже потом браться за снижение налогов. Вероятно, с политической точки зрения это лучший маршрут реформ.

Сначала жертвоприношение. Естественно, политически окрашенное. Речь идет о любимом детище Барака Обамы — программе доступной медицинской помощи (так называемой Obamacare). Трамп в предвыборных выступлениях называл ее «катастрофой». Суть в том, что Obamacare, введенная в 2010 году, гарантировала медицинскую помощь дополнительно около 20 млн американцев, которые не имели средств для приобретения медицинских страховок, однако для миллионов других стоимость страховок выросла.

Свертывается поддержка неимущих, снижаются налоги на бизнес — все просто по учебнику политической экономики капитализма. Замена «социалистической» Obamacare, по версии Трампа, в том, что американцам нужна помощь в «приобретении собственной медицинской страховки», а не бесплатные гарантии.

Итак, главный двигатель трампономики — кто бы, впрочем, сомневался — частная собственность, частный бизнес и средний класс. В их интересах строится фискальная политика, государство берется за масштабное совершенствование инфраструктуры.

Тормозом могут стать бюджетные проблемы, рост госдолга, вокруг которого наверняка развернется политическая борьба, а также слишком радикальные «антиглобалистские шаги», которые могут спровоцировать кризис и общее замедление мировой экономики.

Главное: трампономика не должна стать слоном в посудной лавке.

Источник

Author: admin

Добавить комментарий