Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) будут объединены. Об этом, как об уже одобренном на самом высшем уровне решении, объявил министр финансов Антон Силуанов. Тем самым правительство пытается свести концы с концами в дефицитном бюджете страны. На латание образовавшейся дыры в казне и будут брошены средства ФНБ. Об изначальных целях фонда, связанных с накоплением денег на пенсионное обеспечение будущих поколений и финансирование важнейших инфраструктурных проектов, надолго придется забыть.
фото: Михаил Ковалев
Министр финансов Антон Силуанов считает необходимым сложить все резервы в одну кубышку.
Формальное решение об объединении двух фондов вступит в силу одновременно с введением новых бюджетных правил. Поправки в Бюджетный кодекс, одобренные правительством в середине июня, закрепляют формирование резервов из нефтегазовых доходов, превышающих базовую цену нефти в $40 за баррель, которая будет индексироваться на 2% начиная с 2018 года. Этим же законопроектом предлагается отказаться от действующего механизма пополнения ФНБ.
Сейчас Бюджетным кодексом предусмотрено, что в ФНБ поступают нефтегазовые доходы после того, как Резервный фонд достигнет нормативного уровня в 7% ВВП. В 2017 году закон о бюджете устанавливал его на уровне 5,8 трлн рублей.
Однако до нормативных значений Резервному фонду нынче — как до луны. Федеральный бюджет вот уже третий год подряд является дефицитным, и дефицит этот покрывается как раз за счет правительственной заначки. Соответственно, к 1 июня 2017 года в Резервном фонде осталось всего 932,7 млрд рублей. Между тем, даже по самым оптимистическим прогнозам правительства, дыра в бюджете по окончании 2017 года составит 1,5 трлн рублей. А это значит, что одних только средств Резервного фонда не хватит для того, чтобы ее заделать.
Отсюда и возникло во многом вынужденное решение: кинуть в бюджетную «топку» еще и средства ФНБ — благо их там пока существенно больше, чем в Резервном фонде. Объем Фонда национального благосостояния составляет 4,192 трлн рублей, что эквивалентно $74,18 млрд. Но из этой суммы живых денег — около $48 млрд, которые в долларах, евро и фунтах стерлингов лежат на счетах Банка России. Еще $3 млрд — это украинский долг, суд по которому идет сейчас в Лондоне. Кроме того, 300 млрд рублей зарезервированы за Внешэкономбанком, отвечающим за финансирование важных инфраструктурных проектов.
Напомним, что ФНБ и Резервный фонд были созданы в 2008 году путем раздела Стабилизационного фонда, сформированного из нефтяных сверхдоходов. Средства Резервного фонда сразу планировались для покрытия дефицита бюджета при резком падении доходов — то есть ровно для той ситуации, что сложилась в российской экономике сейчас. А вот средства ФНБ изначально предназначались для пенсионного обеспечения будущих поколений, затем их было решено использовать на инфраструктурные проекты.
Однако думать о процветании будущих поколений, когда в федеральной казне концы не сходятся с концами, да еще в предвыборный год, властям недосуг. Отсюда и возникла идея слияния фондов, «где деньги лежат».
«За последние годы Россия почти полностью проела свою заначку. Запасы Резервного фонда тают, и чтобы не пугать народ пустой «кубышкой», Минфин хочет объединить два фонда в одно целое», — поясняет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сейчас законодательство не позволяет автоматически тратить средства ФНБ, но после слияния в один «кошелек» расходовать эти деньги будет намного проще. «Минфину надо получить доступ к большим средствам, и он твердо идет к этой цели», — утверждает эксперт.
В том, что Резервный фонд в нынешнем году будет полностью исчерпан, не сомневается и профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев. По его мнению, главная задача, которую будет решать новый, уже объединенный фонд, — это финансирование дефицита федерального бюджета.
Правда, в Минфине рассчитывают, что дальше в отечественной экономике дела пойдут лучше — и в 2018 году из резервных фондов будет потрачена вдвое меньшая сумма, чем в этом, — то есть примерно 0,5 трлн рублей. А в последующие годы доходы бюджета и вовсе будут расти. Но так ли все получится в реальности — большой вопрос. Грядущий подъем экономики и рост доходов бюджета целиком зависят от динамики цен на нефть — а она вполне может подвести прогнозистов из экономического блока правительства. Тогда от хранящихся в ФНБ пары-тройки триллионов рублей через год-другой останутся одни воспоминания.
Впрочем, власть имущих эта перспектива, судя по всему, мало волнует — ведь к тому времени президентские выборы уже пройдут, а будущие поколения как-нибудь позаботятся о себе сами.