В темное время суток Мурманский морской торговый порт с любой возвышенной точки города выглядит так, словно только что сошел со страниц сборника сказок. Невероятная иллюминация делает портальные краны, работающие на причале, похожими на невиданных животных. Свое оформление механизмы получили благодаря проекту «Мурманские портовые краны», который стал бронзовым финалистом в номинации «Лучший проект по формированию на основе энергоэффективных светодиодных технологий привлекательной световой среды или ее элементов (архитектурному уличному светодиодному освещению, иллюминации)» на IV Всероссийском конкурсе в области энергосбережения и повышения энергоэффективности «ENES».
Уже год железные длинношеие существа, переливающиеся разноцветными огнями, радуют мурманчан и гостей города. Если долго наблюдать за их движениями, начинает казаться, что механические диковинные звери исполняют сказочный ритуальный танец на фоне незамерзающего Кольского залива и заснеженных сопок. Ну а уж когда их повороты и наклоны на секунды становятся синхронными, ощущение нереальности происходящего усиливается в разы. Повседневное волшебство.
У многих из нас порт ассоциируется с романтикой. Девушки с платочками, печально глядящие вдаль, нарядные корабли, бравые моряки в парадной форме, военный оркестр на причале… Мурманский морской торговый порт — трудяга. Основной груз, перерабатываемый на его территории, — каменный уголь. Какая уж тут белая парадная форма и начищенные до блеска духовые инструменты. Уголь пылит. А как бы хотелось, словно в сказке, махнуть волшебной палочкой и сделать так, чтобы это никому не мешало. Стоит себе порт в непосредственной близости к центру города, переваливает уголь, а воздух вокруг чист и свеж! А ведь все решаемо, только времени для рукотворного волшебства требуется больше.
Текущий год объявлен Указом президента России Владимира Путина Годом экологии. Глава государства заострил внимание участников проектов по перевалке грузов на необходимости соблюдения экологических требований. В его обращении речь шла, в частности, и о Мурманске. Владимир Владимирович не настаивал на полном отказе от перевалки угля открытым способом, понимая, что данная технология вырабатывалась десятилетиями, но призвал «максимально учитывать интересы жителей близлежащих районов и внедрять новые, передовые технологии перевалки грузов на основе самых строгих экологических норм и стандартов».
Группа компаний СУЭК еще до призывной речи президента всерьез озаботилась вопросом экологической безопасности. С того момента, как компания СУЭК стала акционером Мурманского морского торгового порта, здесь изменилось многое. Уменьшилось количество техники, участвующей в процессе очистки и перевалки угля. Да и сама техника изменилась. Если еще десятилетие назад основными участниками грузоперевалки угля были те самые портальные краны, которые сегодня стали достопримечательностью, то сейчас в процессе активно задействованы автопогрузчики, экскаваторы — перегрузчики и конвейерные ленты.
На деле это выглядит примерно так: раньше крановщик для сбрасывания угля раскрывал грейфер на более чем двухметровой высоте, что вызывало усиленное пыление. Сегодня портальные краны производят непосредственно погрузку в трюм судна, открывая грейфер именно там. Стенки трюма ограничивают выброс пыли. Из полувагонов уголь выгружается универсальными экскаваторами-перегружателями на гусеничном ходу, которые имеют меньшую высоту и большую маневренность, что также уменьшает процент пыления угля. В сортировочные машины уголь попадает посредством ковшовых автопогрузчиков, далее транспортируется по конвейерной ленте, закрытой защитным кожухом. Высота конвейера устанавливается в соответствии с высотой штабеля таким образом, чтобы минимизировать появление угольной пыли.
Но и на данных мерах было решено не останавливаться. С угольной пылью в порту Мурманска борются с помощью увлажнения. На данный момент на территории ММТП установлены 11 туманообразующих устройств, каждое из которых способно обеспечить эффективное пылеподавление на площади до 14,5 тысячи метров квадратных. Установки всесезонные, их температурный режим варьируется в диапазоне от +30 до –30 градусов по Цельсию.
Еще одна действенная мера — штабелирование угля. Штабель формируется с помощью подпорных стенок высотой от 2 до 12 метров. А в Мурманске подпорные стенки являются еще и элементом декора. Они окрашены в фирменные цвета компании СУЭК — серый и желтый.
Все эти меры крайне действенны. Компания СУЭК производит постоянный контроль и утверждает, что выбросы загрязняющих веществ в порту заполярной столицы за последнее десятилетие сократились в 2 раза. К примеру, уровень концентрации взвешенных веществ в воде с 2011 по 2016 год снизился в 5 раз.
Состояние атмосферного воздуха на территории порта и в припортовых жилых зонах контролируется специальным оборудованием непрерывного анализа количества взвешенных частиц. Восемь электронных пробоотборников непрерывно анализируют процесс их осаждения. Специалисты определят долю частиц угля в общей массе пробы, для того чтобы сравнить полученные данные с допустимыми стандартами.
Также на рабочей площадке порта функционируют электронные датчики для одновременного мониторинга концентрации трех фракций мелкодисперсных взвешенных веществ в воздухе. Эти приборы непрерывно исследуют воздух, информация по сети Интернет сразу поступает на пульт диспетчера. Это позволяет оценить влияние работы порта на окружающую среду и мгновенно реагировать на малейшее ее изменение.
Мурманский морской торговый порт, если смотреть на него с возвышенности, похож еще и на живой организм. На совсем небольшие промежутки времени, пересменки, он затихает. И если прислушаться, может показаться, что слышно его дыхание. Поскрипывают цепи портальных кранов на ветру, вскрикивают чайки, устало ухают груженые углем вагоны. Порт живет. А люди, работающие в порту, стараются сделать его работу как можно более полезной и безопасной для окружающих. Люди, своими руками творящие волшебство. Тратят на создание благоприятной экологической ситуации колоссальные силы и средства. Только в текущем году инвестиции ПАО «ММТП» в экологические проекты составят порядка 350 млн рублей. Чтобы всем, и порту, и мурманчанам, дышалось легко.