Ирландский бюджетный авиаперевозчик Ryanair вынуждает детей пассажиров, а также других родственников занимать места при перелете на своих рейсах отдельно друг от друга. За возможность провести время в пути совместно Ryanair требует дополнительные и немалые деньги. Клиенты компании не перестают возмущаться, но даже в случае существования свободных мест им указывают на неудобные кресла в противоположных концах салона самолета.
С начала июля плата Ryanair за бронирование места в салоне самолета выросла более чем в 5 раз — от 2 до 11 фунтов стерлингов. В социальных сетях пассажиры, которым приходиться пользоваться рейсами лоукостера, утверждают, что авиакомпания нарочно рассаживает членов семьи в разных концах салона, пытаясь принудить их заплатить за возможность сидеть вместе. Как рассказывает одна из постоянных клиентов Ryanair Джули Конвэй, трое ее детей от трех до девяти лет были распределены по разным рядам — от восьмого до тридцать второго при перелете из английского Ливерпуля в ирландский город Корк. Хотя продолжительность в пути по этому направлению составляет не более полутора часа, семья пережила это время в растерянности и напряжении — как же так, ведь рядом с каждым из них существовали свободные кресла, но стюарды Ryanair указали им на другие места.
Как отмечает руководство ирландского авиаперевозчика, такие расценки оправданы и являются оплатой дополнительных услуг, также как и стоимость сверхнормативного багажа. По мнению Ryanair, рассадка пассажиров, которые не платят за резервирование места, должна осуществляться именно в таком порядке. Перевозчик согласен, что держит места у проходов и окон для тех, кто заплатит за них отдельно, но не рассаживает членов семьи по разным концам салона.
Пассажиры, пользующиеся услугами перевозчика, опровергают это и приводят в пример случаи, когда им предлагали «срединные места» в разных рядах по всему самолету, несмотря на наличие десятков других свободных кресел.
По словам главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, позицию Ryanair можно понять. Действительно, цены за сам перелет у них ниже, чем у остальных участников рынка. Это бизнес-модель любой коммерческой организации, не только в авиатранспортной сфере. Претензий в этом смысле предъявлять к ним не стоит. «Судя по всему, по ирландским законам, такое разделение допустимо и не преследуется судебными исками и иными формальными документами», — отмечает эксперт.
Тем не менее, для граждан других стран такой подход к клиентам со стороны авиакомпании выглядит даже не странностью, а кощунством. «По российским законам, ребенка не старше 12 лет в перелете обязательно должен сопровождать один из родителей. Препятствовать этому и требовать дополнительную плату перевозчики не имеют право. Наши компании так никогда не поступают», — рассказывает Роман Гусаров.
Однако эксперт отмечает, что российское законодательство крайне лояльно к пассажирам,
что мешает появлению в России новых лоукост перевозчиков. Неоднократно поднимался вопрос об отмене обязательного включения в тариф провоза квази-бесплатной нормы багажа. Сейчас отечественные компании просто обязаны включать в любой тариф провоз 10 кг багажа, считаемых «бесплатными». Во всем мире компании сами устанавливают норму провоза минимальной квоты включённого багажа. Для лоукостеров – это дополнительный доход, который позволяет компаниям находиться в конкурентном поле и предоставлять более низкие цены. В этом и есть модель лоукостера – сокращение издержек и доход от дополнительных услуг. «Даже Победа неоднократно заявляла, что около 40% ее пассажиров летают без багажа, хотя 10 кг уже включены в стоимость и пассажир вольно или невольно их оплачивает», — говорит эксперт, добавляя, что необходимо дать пассажиру выбор платить за багаж или приобретать безбагажные билеты, экономя на самом перелете. Для этого всего необходимо менять законодательство.
Это подтверждается фактами. Около года назад в аналогичной политике рассадки пассажиров была обвинена российская авиакомпания «Победа». Отечественный оператор категорически опроверг эти обвинения, отметив, что информация и измышления о разделении родителей и детей в салоне самолета абсолютно не соответствует действительности. Возможно, что именно этот фактор стал предпосылкой того, что не менее 15% пассажиров «Победы», когда впервые в жизни воспользовались воздушным транспортом, отдали предпочтение этому перевозчику. Причем, за два первых года полетов более 500 тыс билетов (без учета специальных акций и распродаж) было продано по 999 рублей с учетом всех сборов.