Российская экономика наконец-то перешла к росту: Росстат сообщил, что валовый внутренний продукт (ВВП) страны во II квартале 2017 года поднялся на 2,5% в годовом измерении. И это уже можно считать реальным ростом, а не тем фейковым, который долгое время существовал только в оптимистичных заявлениях министров экономического блока правительства.
фото: Наталья Мущинкина
Конечно, можно в очередной раз пошутить на тему о том, что рост ВВП в стране начался аккурат после того, как Росстат подчинили Министерству экономического развития – ведомству, как раз и отвечающему за этот самый рост ВВП. Но не будем злословить: в конце концов, чтобы опровергнуть расчеты Росстата, надо иметь под рукой собственный Росстат, а у нас его нет. Так что лучше порадуемся полученным результатам. Хотя, строго говоря, экономика у нас росла и раньше: в IV квартале 2016-го был зафиксирована прибавка ВВП на 0,3%, в I квартале нынешнего – на 0,5%. Но слишком уж микроскопическими были эти цифры, по сути укладывающиеся в размер статистической погрешности. Сейчас же мы получили рост куда более весомый и зримый.
На этом торжественную часть данной статьи я предлагаю считать законченной, потому что глубоко убежден в том, что ни малейшего повода для эйфории 2,5 процента роста не дают. Зато поводов для анализа рисков – сколько угодно.
Прежде всего, не надо забывать того, что рост этот зафиксирован после двух лет глубочайшего падения — то есть он отсчитывается, как выражаются специалисты, от очень низкой базы. Судите сами. Росстат еще не назвал параметры роста ВВП за первое полугодие текущего года, но судя по квартальным данным, он составит 1,5-1,6%. Между тем, за первые 6 месяцев 2016 года был зафиксирован спад на 0,9%, а 2015-го – аж на 3,5%. Иными словами, пока отыграна лишь треть от того падения ВВП, что случилась за два предыдущих кризисных года.
Читайте материал: «Немецкое СМИ прокомментировало данные о росте экономики России»
Надо отдавать себе отчет в том, что мы, по сути, только-только начали выкарабкиваться из ямы, и пока что все равно ближе к ее дну, чем к поверхности земли. То есть, к докризисному 2014 году, который сам по себе был далеко не лучшим в российской истории – тогда наблюдалась стагнация и экономика почти не росла.
Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что факторы, сработавшие на подъем ВВП в предыдущие месяцы – очень зыбкие. Росстат не дает подробной разбивки, но эксперты выделяют две главные составляющие роста. Прежде всего, на увеличение ВВП повлияло укрепление рубля, который за первые полгода укрепился к доллару и евро на 23- 28%. Это повлекло за собой мощный подъем импорта, который в годовом выражении вырос за прошедший период почти на треть. А рост импорта влечет за собой рост торговли — например, оживились рынки комплектующих для автомобилей, которые собираются в России. Но теперь этот фактор уже не работает: со второй половины года рубль больше не укрепляется, а наоборот- медленно дрейфует вниз.
Еще один импульс ускоренному росту ВВП фактор придала аномально холодная погода конца весны-начала лета— она автоматически увеличила потребление и производство энергетических ресурсов, которые традиционно занимают заметную долю в нашем валовом продукте. Однако, погодная аномалия закончилась, а значит, данный факт тоже исчерпан.
ВВП придется находить новые зацепки, чтобы продолжить подъем из ямы. А это не просто: нефть – традиционной драйвер роста – особо не дорожает, ресурсы импортозамещения, давшего толчок ряду отраслей, по мнению экспертов, практически исчерпаны.
Так что праздновать триумф ВВП подождем: достижение II квартала 2017 года может оказаться вовсе не началом нового подъема российской экономики, а ее высшей точкой.