Холодная погода — источник всех бед российской экономики! Чиновники продолжают списывать ошибки в своей работе на стихию. И, похоже, у них это входит в привычку. На днях Минсельхоз заявил, что изменение климата грозит спадом ВВП в среднем на 1-2% в год. Следом за ним поспешило перевести стрелки Минэкономразвития. В ведомстве погоду назвали главным фактором роста безработицы. Почему на самом деле в России растет количество безработных, «МК» спросил у экспертов.
фото: Геннадий Черкасов
«Холодная погода, по оценкам, стала основной причиной некоторого роста уровня безработицы в мае в результате меньшего, чем обычно, сезонного роста занятости в сельском хозяйстве, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе», — заявили в МЭР.
В Минэкономразвития также подчеркнули, что погодные условия привели к росту промышленного сектора.
Истинную причину роста безработицы в России, «МК» узнал у экспертов.
Никита ИСАЕВ, директор Института актуальной экономики:
— Непогода нынче в моде. Минсельхоз уже обвинял стихию в возможном спаде ВВП на 2%, ЦБ видит в ней причину будущего роста инфляции. Теперь Минэкономразвития обвиняет плохую погоду в росте безработицы. Якобы из-за нее в сельском хозяйстве, кафе и ресторанах задействовано меньше людей. Что дальше? Погода будет виновата в применениях санкций, дешёвой нефти и прочих смертных грехах? Холодная весна и дождливое лето стали отличным способом оправдать любые неудачи и безделье правительства. Вот только чиновники, пытаясь свалить всю ответственность на погоду не учитывают тот факт, что в Сибири весна была даже теплее, чем обычно, а в дождливом Краснодарском крае, плохой погодой уничтожено только 0,7% посевных территорий – это вполне обычное среднее значение. Да и урожай в этом году все прогнозируют всё равно лучше, чем даже в 2015 году с нормальной погодой. А как же кафе тогда зимой работают, если летом у них такие проблемы? В нехватке рабочих мест виновато только правительство и Минэкономразвития в частности, не создающие должных условия для развития предпринимательства. Это их работа, а не задачи погоды. В общем тех, кто громче всех кричит «держи вора»!
Александр ШУСТОВ, генеральный директор компании «Мани Фанни»:
— Если некого обвинить — вини во всем погоду. Видимо, такой логикой пользовалось Минэкономразвития. Необходимо отметить, что 4,1 млн безработных в мае — это всего на 0,1 млн человек больше, чем, например, в феврале 2017 года. Согласитесь, среднемесячная температура зимой в России значительно ниже, чем в даже аномально холодном мае 2017 года. То есть говорить о наличии прямой корреляции между погодными условиями и количеством безработных не приходится. Тем более, что проведение сезонных работ аграриями практически не влияет на уровень занятости в стране. Та часть населения, которая весной и осенью нанимается на сезонную работу, не уходит с рынка труда — это либо работа по совместительству, либо срочная работа. Поэтому доводы МЭР несостоятельны. Темпы промпроизводства и вовсе не привязаны к погодному фактору. В противном случае предприятия простаивали бы как минимум по 6 месяцев в году. А с учетом того, что большинство металлургических и горнообогатительных предприятий расположены в регионах с достаточно суровым климатом, по логике МЭР, никакого промпроизводства в России не могло появиться изначально.
Между тем, в российской экономике наблюдается ряд позитивных изменений. В частности, снижаются темпы инфляции (0,37% в мае, 1,68 % с начала года), увеличивается прирост оборота розничной торговли (7,7% в мае), растет промпроизводство (5,6% опять же в мае). Однако, по большому счету социально-экономические условия в стране не меняются. А если и меняются, то в худшую сторону. Сегодня высокие показатели достигаются бизнесом и госсектором за счет того, что все средства направляются в первую очередь в производство, тогда как рост номинальных доходов населения нивелируется снижением реальных. То есть зарплаты хотя и немного растут, обесцениваются они значительно быстрее. Кроме того, новые рабочие места в экономике не создаются, а предприятия продолжают сокращать численность персонала в целях снижения расходов на формирование зарплатных фондов.
Роман ПАРШИН, генеральный директор ИК Форум:
— Несмотря на то, что государство последнее время активно помогает сельскому хозяйству, все-таки Россия не является аграрным государством. И на фоне того, что в с/х трудится всего 10% занятых россиян, сезонная безработица в этом секторе не может оказать значимого явления на общий показатель. В туризме работает и того меньше — около 3% экономически активного населения. Поэтому небольшой прирост или падение занятости там тоже не способно оказать существенного влияния на общий показатель безработицы. Иначе бы получалось, что зимой безработица должна вырасти в разы! К слову, в развитых странах, например, в США, специально для этого публикуется статистика, очищенная от сезонных колебаний занятости в с/х. Показатель представляет собой численность занятых вне сельского хозяйства. Серьезный инвестор будет оценивать именно такой показатель, понимая, что сезонные колебания занятости мешают ему оценить реальные перспективы экономического роста. МЭР не мешало бы перенять эту практику, чтобы цифрами статистики было сложнее манипулировать. Полагаю, что и растущую инфляцию через 2-3 месяца начнут списывать на низкие температуры.