Пенсионный фонд России заявил, что в 2017 году пенсии в стране повысят на 4,5%. Прирост планируется «внушительный» — аж на 0,8% выше инфляции. Таким образом, индексация не только выведет пенсионеров в «ноль», но и оставит в плюсе. Есть и другая хорошая новость: ПФР пообещал довести пенсии до прожиточного минимума для 3,9 млн россиян в 69 регионах, на что из бюджета будет выделено 100 млрд рублей.
фото: Алексей Меринов
Вряд ли это простое совпадение: положить конец бедности среди стариков власти решили аккурат перед выборами. Как известно, именно пенсионеры у нас всегда стабильно ходят на избирательные участки, а большинство из них поддерживают действующую власть. Только вот если вглядеться в реальные суммы, которыми разживутся пожилые люди, предвыборный подарок, мягко говоря, не кажется щедрым — прибавка составит около 600 рублей при средней пенсии по стране в 13,7 тыс. Ну а прожиточный минимум в 8,2 тыс. рублей для пенсионеров воспринимается не иначе как издевка: прожить на него невозможно. Как ни странно, но для работающего населения эта величина значительно выше — 10,5 тыс. рублей. Видимо, пенсионерам в нашей стране жить дешевле, по версии властей, хотя продукты в магазинах стоят одинаково для всех, а льготы на коммуналку положены тоже не всем старикам.
Поддержать пенсионеров перед выборами, бесспорно, электорально правильное решение. Помимо предсказуемых политических предпочтений (по опросам ФОМ, 76% россиян старше 60 лет позитивно относятся к действующему президенту и только 1% негативно) пенсионеры являются основными потребителями продукции отечественного производства. Вероятно, дополнительные 600 рублей они потратят на дешевые продукты: капусту, морковь, картошку — больше ни на что не хватит.
Другой вопрос, так ли будет ощутим разрыв между инфляцией и индексацией? Дело в том, что 3,7% — это уровень инфляции, который прогнозируется Министерством экономического развития и учитывается в расчетах других ведомств, потому и зовется плановым. По сути же такой прогноз просто очень удобен со все той же предвыборной точки зрения: ведь это рекордно низкая инфляция за всю новейшую российскую историю. Тем временем Банк России придерживается другой оценки инфляции — не ниже 4% по итогам года, а независимые аналитики ожидают и того больше. Но реальное повышение цен намного драматичнее: за три года продуктовая инфляция достигла 30%, притом что официальный показатель в разы меньше. Кроме того, совсем уж не в пределах в нескольких процентов растут тарифы на коммунальные услуги каждый год — в некоторых регионах платежки ежегодно прибавляют по тысяче рублей. Каково выкладывать такие деньги тем пожилым людям, кто живет на одну пенсию?
Не так давно европейские аналитики из французской финансовой корпорации Natixis записали Россию в список худших стран по комфортности проживания для пенсионеров. При этом в «мусорный» рейтинг наша страна попала не только из-за мизерных пенсий, учитывался и низкий уровень здравоохранения, качество жизни и материальное благополучие. Вероятно, властей задела такая уничижительная оценка, и они решили расщедриться. Вот только откуда взяться деньгам на подарки пенсионерам в условиях дефицитного бюджета? Из федеральной казны с дефицитом 1,5 трлн рублей или 2% ВВП в Пенсионный фонд трансфертом отправляется 3,35 трлн (это примерно одна пятая всех федеральных расходов), а бюджет ПФР все равно зияет громадной финансовой дырой в 105 млрд. Даже министр финансов Антон Силуанов сетовал, что пенсионная система висит на субсидиях из бюджета и нуждается в реформах. На кону финансовое благополучие четверти населения, или 35 млн человек, которых обслуживает ПФР. Но, как водится, чтобы «купить» благосклонность народа, деньги власти всегда находят, правда, забирают их у самого же народа — с помощью налогов, тарифов, снижения зарплат.