Глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с президентом Владимиром Путиным пообещал, что укладка первой нитки черноморского газопровода «Турецкий поток» начнется в ближайшие дни. Это заявление можно считать ответом на нападки противников увеличения доли России в европейском энергобалансе. С начала этого года поставки «голубого топлива» из нашей страны на рынок Старого Света выросли на 15%. Прокладка магистрали в сторону Турции, а также реализация проекта «Северный поток — 2» позволит и в будущем наращивать экспорт подобными темпами. Правда, для этого придется обойти препятствия в лице Польши и стран Прибалтики, которые усиленно борются против европейской экспансии «Газпрома».
фото: Геннадий Черкасов
О завершении всех подготовительных работ по «Турецкому потоку» Алексей Миллер сообщил Владимиру Путину на следующий день после встречи российского президента с главой Турции Реджепом Эрдоганом. Будущее этого проекта определено было уже давно. Еще 7 февраля Путин подписал закон о ратификации соглашения по «Турецкому потоку», а спустя две недели было принято решение о строительстве его второй нитки для потребителей в Евросоюзе.
Тем не менее, тема увеличения поставок российского газа в европейские страны была затронута неспроста. В ближайшее время ряд государств Старого Света должен дать свою оценку расследованию Еврокомиссии по поводу доминирующего положения «Газпрома» на европейском рынке. Это дело было инициировано в 2012 году. Российскую компанию обвинили в нарушении антимонопольных правил ЕС. «Газпрому» вменялось то, что его доля на газовых рынках некоторых стран значительно превышает положенные в Евросоюзе ограничения. В конце 2016 года, после нескольких лет тяжбы, «Газпром» направил в Брюссель итоговые предложения по урегулированию антимонопольного процесса. Еврокомиссия их предварительно одобрила и отправила на рассмотрение в страны, где было зафиксировано доминирующее положение «Газпрома».
Первой свое решение озвучила Болгария — она поддержала предложения российской стороны. Однако другие фигуранты этого дела высказались против. В частности, Литва потребовала возобновить расследование в отношении «Газпрома» и расширить список обязательств российской компании. По словам литовского министра энергетики Жигмантаса Вайчюнаса, такие же требования готовы выдвинуть Латвия, Эстония и Польша.
Впрочем, главной целью, которую хотят добиться оппоненты «Газпрома», является попытка помешать строительству другого газового маршрута из России в Европу — трубопровода «Северный поток — 2». Эта магистраль практически полностью выключит из игры Украину, по территории которой сейчас поставляются значительные объемы российского газа в Европу. Прибалтика и Польша, вставшие на сторону Киева, всячески стараются воспрепятствовать строительству «Северного потока — 2». Однако пока их попытки не приносят желаемого результата. В частности, на днях было подписано инвестиционное соглашение «Газпрома» с несколькими европейскими энергетическими компаниями, которые пообещали взять на себя половину затрат по проекту.
Начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов назвал символичным тот факт, что заявление о начале строительства «Турецкого потока» сделано именно сейчас. «Россия дает понять Европе, что обладает альтернативным кругом проектов и может распоряжаться ими на свое усмотрение. «Турецкий поток» и «Северный поток — 2» должны быть запущенны в эксплуатацию примерно в одно и тоже время — до 2020 года. Однако первый газопровод зайдет в страны Старого Света со стороны Черного моря — через Турцию и Грецию. Вторая труба — со стороны Балтийского моря в Германию. Все контрагенты этих проектов заинтересованы в увеличении закупок российского газа. Не зря за первые месяцы этого года экспортные поставки «голубого топлива» из России увеличились на 15%. По всей вероятности, наша страна намерена подтолкнуть ЕС к тому, чтобы он надавил на оппозиционные страны и посодействовал принятию окончательного решения по строительству «Северного потока — 2». Ведь в ином случае первым будет построен «Турецкий поток», и Анкара получит возможность перепродовать российский газ в Европу, которая рассчитывает получать «голубое топливо» напрямую, минуя посредников», — отмечает эксперт.