Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Пьер-Кристиан Броше. Фото: Архив Пьера Броше

Пьер Броше

Коллекционер, президент Национальной галереи Республики Коми

Родился в 1960 году в Шательро во Франции. Окончил университет «Париж-8». Получил MBA в Европейской бизнес-школе (École supérieure de commerce de Paris) в Париже, Оксфорде и Дюссельдорфе.

Работал в издательском бизнесе во Франции и Швейцарии (издательства Somogy, Edipress, Flammarion).

С 1989 года живет в России.

В 1991 году основал издательский дом «Авангард», выпускал альбомы по искусству и русскую версию серии путеводителей Le Petit Futé. Обладатель одной из лучших коллекций современного российского искусства.

В 2008 году создал фонд «Новые правила» и организовал выставку современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила», которая проходила в семи городах России.

Как случилось, что вы стали президентом местной национальной галереи?

Я впервые попал в этот регион десять лет назад, когда занимался изданием путеводителей по России для Le Petit Futé. Буквально влюбился и в неповторимую северную природу, и в местное разнообразие культур. Здесь и традиции малых народов Севера, и последствия периода ГУЛАГа (особенно в Воркуте). А три года назад я познакомился с молодым министром культуры и туризма Республики Коми Сергеем Емельяновым, и он пригласил меня посетить два местных праздника: Красную горку в честь Петрова дня в деревне староверов Усть-Цильма и праздник Луд у оленеводов в селе Ижма. Оказалось, что настоящая народная культура еще жива, это не фейк и не «клюква». Кроме того, Сергей Емельянов поделился видением того, как он планирует развивать культуру и туризм в республике, и в конечном счете министр предложил мне возглавить Национальную галерею Республики Коми в Сыктывкаре.

Что входит в круг ваших обязанностей как президента галереи?

Возникла идея разделить в музее функции управляющего директора и президента, кто отвечал бы за стратегическое развитие и обладал бы широким кругом полномочий. И вот на должность президента как раз пригласили меня. Я француз, 30 лет живу в России и занимаюсь только культурой. Я не из музейной среды, но хорошо знаю и современное искусство, и историю искусства. Сперва, в 1990-е, я издавал книги по искусству, затем путеводители по регионам России, а в 2007–2008 годах я сделал большой выставочный проект на основе моей коллекции современного искусства, который объехал многие российские города. Теперь весь этот опыт, я надеюсь, позволит мне и повлиять на судьбу галереи, и организовать совершенно уникальную биеннале в Республике Коми.

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Вход на выставку в Национальной галерее Республики Коми в Сыктывкаре. Фото: Архив Пьера Броше

Удалось ли вам уже реализовать какие-то культурные инициативы в республике?

Да, как раз сейчас в Национальной галерее проходит выставка «Василий Кандинский и Россия» из собрания Государственного Русского музея, она продлится до 18 октября. Работы знаменитого художника экспонируются здесь впервые, хотя для него Коми была «местом силы», ведь именно знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в его судьбе и творчестве. В 1889 году, еще студентом юридического факультета Московского университета, он едет в экспедицию по северным уездам Вологодской губернии. Из Вологды направляется в Великий Устюг, Сольвычегодск, а оттуда — в Усть-Сысольск (теперь это Сыктывкар) и далее. Позднее в мемуарах он признавался, что именно эта поездка повлияла на его решение отказаться от карьеры юриста и связать свою жизнь с искусством. И вот 2 октября мы открыли еще один зал, дополнив экспозицию живописи Кандинского из Рус- ского музея уникальными объектами из собрания Национальной галереи Республики Коми. Это прялки, предметы быта и одежда, украшенные яркими геометрическими орнаментами, которые мог видеть Кандинский во время экспедиции, и фотографии конца XIX века, где запечатлены те места, что он посетил. Наглядно показываем эту красочную и самобытную культуру, благодаря которой он стал одним из главных создателей авангарда и абстракции. Также экспозицию дополняют репродукции страниц из дневника Кандинского, рисунки, созданные им во вре- мя поездки на Север.

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Василий Кандинский. «Золотое облако». 1918. Фото: Архив Пьера Броше

Уже известно, когда состоится биеннале в Коми?

Да, в следующем году Республика Коми будет праздновать 100 лет со дня образования в 1921 году. Планируется приурочить проведение I Северной биеннале к этой дате. Как я уже рассказывал, министр культуры республики Сергей Емельянов мечтает развивать Сыктывкар как бренд «культурная столица Севера». Проведение биеннале инициировано правительством республики, и ее подготовкой мы занимаемся совместно с ГМИИ им. Пушкина. Мы поняли, что отправной точкой биеннале может стать как раз опыт Кандинского, и хотели бы предложить молодым художникам (до 35 лет) — и из других регионов России, и из других стран — получить этот «экспириенс» Севера.

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Сундук. 1900. Фото: Архив Пьера Броше

То есть предполагается сперва творческая поездка для художников или что-то вроде арт-резиденций?

Не только поездка, знакомство с природой и бытом жителей этого региона, но и настоящее погружение в среду. Мы сейчас в поиске предприятий, которые согласятся на сотрудничество с современными художниками. Условно говоря, кто-то из художников едет в Воркуту, а кто-то в деревню к старообрядцам или к оленеводам, живут там какое-то время, и в результате появляются произведения современного искусства. Когда работы будут готовы, мы переправим их в Сыктывкар на выставку, а что-то останется на местах (биеннале планируется проводить также в Воркуте и Ухте). Я постоянно общаюсь с молодыми российскими художниками, и они нередко просят меня: «Пьер, ты так часто ездишь по России — не мог бы ты взять нас с собой?» В то же время для художников со всего мира история с Кандинским — хороший пиар.

Пьер Броше:«Знакомство с зырянской культурой стало поворотной точкой в творчестве Кандинского»

Набилки. 1901. Фото: Архив Пьера Броше

Планируется ли открытие музея современного искусства на базе Национальной галереи Республики Коми?

Мне бы хотелось, чтобы с помощью коллекции музея, его сотрудников и вместе с ГМИИ нам удалось постепенно подготовить публику к современному искусству. Пока тут ощущается гегемония традиционной живописи, которую представляет нынешний Союз художников. Но я надеюсь, что Северная биеннале станет регулярным событием и будет знакомить жителей Коми с другим художественным языком. Я надеюсь, что со временем и на традиционных Красных горках будут появляться местные современные художники со своими перформансами.

Автор записи