Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!

Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!

Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!

Экспозиция «Русский модернизм, 1910–1930» в Музее изящных искусств Гента, где были представлены сомнительные работы из коллекции Топоровских. Фото: Архив TANR

Прошлый год оказался особенно урожайным на скандалы вокруг фальшивых произведений искусства и судебные иски, связанные с непорядочным поведением арт-дилеров. В самом конце 2019 года в Бельгии были арестованы коллекционеры российского происхождения Игорь и Ольга Топоровские. Они подозреваются в мошенничестве, отмывании денег и торговле краденым. Имя Топоровских стало известным благодаря скандалу, вспыхнувшему в январе 2018 года. Причиной его была выставка в Музее изящных искусств Гента, где были представлены работы самых дорогих русских художников ХХ века, в том числе Казимира Малевича и Василия Кандинского, из собрания основанного Топоровскими Фонда Дилегем. Более двух десятков ранее никому не известных произведений русских авангардистов вызвали серьезные подозрения у российских и европейских искусствоведов, которые выступили с открытым письмом. В результате выставка поддельного русского авангарда была досрочно закрыта, а директор музея Катрин де Зегер отстранена от работы. На этот раз арест (пока сроком до 20 января) стал следствием уголовной жалобы, которую более полутора лет назад подала группа международных арт-дилеров и коллекционеров из США, Великобритании и Европы.

Список историй, связанных с фальшивками, продолжает Джеймс Стант, фамилия которого не зря переводится с английского как «трюк» или «фокус». Живущий в Лондоне торговец золотыми слитками и плейбой одолжил 17 картин для Дамфрис-Хауса — расположенной в Эршире штаб-квартиры благотворительной организации принца Чарльза. Впоследствии выяснилось, что по меньшей мере три из них — пастиши, написанные на кухонном столе в Калифорнии копиистом Тони Тетро в стиле Клода Моне, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Перед тем как передать полотна во временное пользование в Дамфрис-Хаус, Стант предпринимал безуспешные попытки продать «Моне» за £20 млн и взять ссуду под залог картин. Сейчас их уже увезли в Шотландию — без сомнения, краснея от стыда.

Колоссальные цены на Амедео Модильяни привели к очередному скандалу: не менее 21 картины с выставки 2017 года во Дворце дожей в Генуе признали подделками. Но с учетом того, что ценовой рекорд итальянского художника составляет целых $170 млн, соблазн попытать счастья очень велик. 

Так в чем же дело? Вне всяких сомнений, головокружительные цены на произведения искусства, в частности $450,3 млн, отданные за «Спасителя мира» Леонардо да Винчи, соблазняют и изготовителей подделок, и собственников сомнительных работ испытывать удачу — и продолжать настаивать на своей правоте.

Общими во всех этих случаях оказываются попытки придать легитимность подделкам, выставив их на менее известных площадках. Стант передал свои картины в Дамфрис-Хаус. Русский авангард привезли в маленький бельгийский музей. Обратите внимание, что ни разу эти произведения не оказывались в крупных институциях — никаких Лувров и Метрополитен-музеев.

Осторожно: фальшивки и нечистые на руку дилеры!

Игорь и Ольга Топоровские на фоне принадлежащих им работ. Фото: Архив TANR

Все арт-дилеры регулярно сталкиваются с подделками. У Микеле Казамонти из галереи Tornabuoni есть список параметров, помогающий их избегать. «Прежде всего, проверяйте и произведение искусства, и его сертификат: существуют копии с подлинными сертификатами, существуют поддельные сертификаты. Проверяйте провенанс. Проверяйте информацию в фонде художника и в каталоге-резоне. Убедитесь в том, что предыдущий договор купли-продажи оформлен четко и понятно».

Одновременно появляется все больше исков о мошенничестве. В американской тюрьме сидит арт-дилер Тимоти Саммонс, признавший себя виновным в мошенничестве и хищении в крупных размерах. Он брал ссуды под залог доверенных ему произведений искусства и не выплачивал выручку собственникам, по поручению которых продавал работы. Тюремный срок в США отбывает и Эзра Човайки, который признал себя виновным по обвинениям в мошенничестве и продаже долей собственности в не принадлежавших ему картинах; в 2019 году против него был подан еще один иск от трех арт-дилеров, пытающихся добиться возвращения проданного им произведения Марка Шагала. К тюремному заключению также приговорена дилер Мэри Бун, признавшая себя винов­ной в уклонении от уплаты налогов. На лондонского дилера Иниго Филбрика в Соединенных Штатах заведено дело по заявлению трех истцов, которым дилер якобы одновременно продал одно и то же произведение. Суд Великобритании заморозил его активы в Англии и Уэльсе. Филбрик еще не ответил на выдвинутые обвинения.

Существует несколько причин того, что мы увидели такое множество подобных дел именно в 2019 году. Взвинченные цены в верхнем сегменте рынка открывают потрясающие возможности, но в то же время требуют не менее громадных финансовых вложений, и даже самые авторитетные художники не всегда продаются хорошо. Дилеры, берущие ссуды на покупку какого-нибудь «беспроигрышного варианта», могут оказаться на мели, если им не удастся быстро отбить вложенные средства. В надежде, что следующая сделка поможет покрыть убытки, они от отчаяния могут обратиться к сомнительным методам. 

Всему этому способствует непрозрачность арт-рынка, где собственники и продавцы часто настаивают на анонимности, произведения искусства хранятся во фрипортах, а сделки заключаются в обстановке секретности без надлежащего оформления. Как ни печально, в результате торговля искусством заработала себе ужасную репутацию — несмотря на то, что обманом занимаются лишь единицы.

Автор записи