Тысяча лет «сияющей красоты»

Тысяча лет «сияющей красоты»

Тысяча лет «сияющей красоты»

Фрагмент напольной мозаики «Персонификация Ктизис». Византия. 500–550 гг. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Книгу «Мозаика в средневековом мире: от поздней Античности до XV столетия» Лиз Джеймс начинает с описания апсидной мозаики XII века в соборе Святого Климента в Риме. Однако география ее исследования выходит далеко за пределы Италии. Основываясь на современных научных изысканиях, автор ведет убедительный рассказ о целом комплексе мозаик Западной Европы и Византийской империи. Вот лишь несколько сюжетов из книги Лиз Джеймс.  Ею исследовано изображение Богоматери, облаченной в одежды, выложенные дорогой красно-синей тессерой (мозаичные кубики), в апсиде храма Панагии Ангелоктисти в деревне Кити на острове Кипр. Разумеется, рассмотрены мозаики из стамбульского собора Святой Софии. В Италии, помимо Рима, множество великолепных образцов сохранилось в Венеции, Равенне, Торчелло и на Сицилии. Не оставлены без внимания изображения в мечети Омейядов в Дамаске (начало VIII века), в Софийском соборе в Киеве (XI век) и в церкви монастыря Гелати в Грузии (XII век).

Тысяча лет «сияющей красоты»

Liz James. Mosaics in the Medieval World: From Late Antiquity to the Fifteenth century. Cambridge University Press. 625 c. £135.
На английском языке

Первая часть книги посвящена технической стороне производства тессеры (не только из стеклянной смальты, но и из других материалов), способам изготовления мозаики и сопутствующим затратам, а также отношению профессиональных мастеров к архитектурным особенностям зданий. Например, настенные мозаики, в отличие от напольных, часто имели основу из золотой тессеры, состоящей из золотого листа с содержанием мелких стеклянных кубиков. Серебряная тессера встречалась реже. Использовали художники и мрамор, и перламутр, и мелкие частицы керамики, и даже цветные каменные кубики. В любом случае квалифицированные мастера должны были предвидеть, как законченные изображения будут выглядеть на изогнутых поверхностях купола и свода. Финансовые затраты бывали значительны, но мозаики ценились за свою «сия­ющую красоту». Обычно их создавали с целью восславить Бога, поскольку большинство позднеантичных и средневековых мозаик предназначалось для религиозных сооружений. Лишь в редких случаях они появлялись в интерьерах дворцов.

Во второй части монографии, переходя от века к веку, автор рассматривает образцы мозаик из разных частей света — преимущественно из регионов Средиземноморья, а также из Жерминьи-де-Пре, Ахена и Праги. В каждой главе приведена соответствующая статистика и помещены географические карты, иллюстрирующие распространение этой изобразительной техники. 

Заодно Лиз Джеймс предлагает и новый взгляд на художников, создававших средневековые мозаики. Традиционно считалось, что все самые квалифицированные мастера происходили из Константинополя. Джеймс подвергает сомнению эту привычную гипотезу, указывая на превосходные образцы мозаики в Италии, в частности в Риме, где, как утверждает она, существовала местная традиция, нисколько не уступавшая византийской. 

Автор записи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *